"Левиафан": долгое эхо "панк-молебна"

Jan 13, 2015 17:00

/ Блог диакона Андрея Кураева в Живом Журнале /

Свежая новость:

Лента "Левиафан" Андрея Звягинцева получила "Золотой глобус"

***
Фильм действительно добротен. Он собрал уже множество призов на зарубежных кинофестивалях. Имеет оскаровскую перспективу.

Притом это первый фильм за долгие годы с яркой анти-клерикальной темой. Подчеркиваю: не атеистической, не антицерковной, не антиправославной, а именно антиклерикальной.

Левиафан в названии фильма - это аллюзия и на библейскую книгу Иова (она прямо цитируется в фильме) и на трактат философа Гоббса, в котором имя библейского чудища относится именно к государству. Кстати, полное название трактата - «Левиафан, или Материя, форма и власть сообщества церковного и гражданского».

У Гоббса Левиафан - это государственная машина, но Гоббс подчеркивает, что Левиафан возникает вследствие договора людей (=волков, ибо человек человеку волк) между собой. Фильм разве что уточняет: не столько договор, сколько сговор, и не просто людей, а элит...

Именно о материи - криминальный сюжет фильма. Откровенно мерзкий и бессовестный мэр (на мой взгляд - лучшая роль) в небольшом городке отжимает у обычной семьи их родной и потомственный дом. Вроде бы независимые ветви власти - полиция, суд, прокуратура - всецело в руках мэра.

При этом мэр лебезит перед областным митрополитом, а тот обещает ему поддержку на выборах при условии строительства нового храма и постоянно твердит, что вся власть от Бога, а потому мэр просто обязан проявить свою власть на полную катушку.

Организовав убийство одного человека, ложное обвинение в этом для другого и отправку в детский дом для третьего, мэр добивается сноса интересного для него дома. И оказывается, всё это - ради храма.

Именно на месте снесенного дома и строится обещанный митрополиту храм. Буквально - на крови. В финале митрополит при освящении этого храма и в присутствии мэра с губернатором произносит прочувствованную энергичную речь с обличением пусек и призывает жить по совести и стоять на страже традиционных моральных ценностей и святынь. В проповеди киношного митрополита легко узнаваемы цитаты из речей нашего патриарха.

Учитывая, что панк-хулиганки своё вторжение в храмовое пространство объясняли именно тем, что церковь слишком срослась с не слишком совестливой госвластью и её политикой, финал фильма смотрится довольно логично.

Конечно, всё это художественный образ. Всё это фантастика (ну нет Левиафана в наших морях).

Но фильм позволяет понять, насколько глубокое и устойчивое впечатление произвела реакция патриархии на пусек (и многое другое, конечно, тоже). Такими нас видят...

И дело не в самих пуськах, а в том, что история с ними сделала очевидной способность иерархии к высшей мере лицемерия и к жестокости.

Выйдет ли фильм в российский прокат - неясно. Несуществующему у нас Левиафану он таки может не понравиться.

Триумф фильма на десятках международных фестивалей - это вовсе не антирусская акция. Те немногие советские и российские фильмы, что получали в прошлом Глобусы и Оскары, отнюдь не были антипатриотичными. Западная пресса подчеркивает, что противостояние левиафана и частного человека - проблема универсальная. Но то, что Россия такой горький фильм создала и выдвинула на фестивали, показывает, что есть ещё возможности свободной самокритики в нашей стране.



Источник: http://diak-kuraev.livejournal.com/718249.html

свобода, РПЦ, религия, кино, мысли

Previous post Next post
Up