Ответы Григория Явлинского на вопросы Федерального совета партии «ЯБЛОКО». Часть V.
Инициативы Навального и Ходорковского
Есть вопрос о том, как я оцениваю инициативы, которые выдвигает Алексей Навальный. Честно говоря, какие он сейчас выдвигает инициативы, я не знаю, последняя его инициатива была, что не надо идти голосовать на московских выборах.
И, кстати, я хотел бы заметить. Не только 20 млн человек, это те 15%, которые не поддерживают политику Путина, но еще есть 50 млн, которые не ходят голосовать. Значит они тоже, как минимум, не вполне активно поддерживают.
Или была такая инициатива «голосуй за кого угодно, кроме «Единой России». Какой результат? Вы знаете. Была и другая инициатива. Вы все уже про это забыли, а сколько было разговоров, пиара... Это Координационный совет оппозиции. Где он? Где это все? Сколько времени на это ушло! Сколько медийных ресурсов! Сколько шуму, сколько крику. И где это все? Все лопнуло, не осталось даже никакого следа.
Или, вы помните, была такая замечательная история: давайте просить кого-то, чтобы применили к друзьям Путина какие-нибудь санкции. Ну, применили к друзьям Путина санкции, и что? Каждая из этих инициатив очень странная и политически либо вредная, либо бессмысленная. Поэтому я желаю ему (Алексею Навальному - ред.) всего хорошего, желаю выбраться из каталажки, в которую он попал, но что касается политического контакта и политического союза - у нас разные взгляды.
Следующий вопрос у меня относительно Михаила Борисовича (Ходорковского - ред.). Еще раз хочу сказать - на прошлом Федеральном совете мы и не знали, что он будет на свободе. Я очень рад, что он на свободе. Ну, а что касается взаимодействия, у нас, опять же, разная политическая программа. Мы с этим направлением типа СПС или партии Прохорова, т.е. с российской олигархией не взаимодействуем в смысле какого-то политического объединения. У нас разные точки зрения по ключевым вопросам.
Мы ко всем относимся с уважением, с почтением, уважаем их точку зрения, но у нас другая политическая цель - мы считаем, что главное - это изменить систему. Просто от смены фигур в Кремле и правительстве по существу очень мало что изменится.
Я могу развивать эту тему более подробно, но думаю, что сейчас, в этом выступлении нет такой возможности.
«Исламское государство»
Здесь есть еще один вопрос интересный - чтобы я два слова сказал об этом «Исламском государстве». Меня спросили, что это такое. «Исламское государство» или Халифат, - просто, чтобы вы себе представили, что это такое, - это такая мусульманская форма объединения, которая претендует на то, что у них шариатская форма правления в своей крайней форме, и целью она ставит ликвидацию границ, создание ортодоксального суннитского государства. Сейчас я вам только скажу, о какой территории идет речь, какого размера они хотят сделать государство, и вам все будет понятно: на территории Ирака, Сирии, Ливана, Израиля, Палестины, Иордании, Турции, Кипра и Египта. Понятно, что это такое? У них от 2 до 7 миллиардов долларов ежегодный бюджет только на одной нефти и на поборах. Следующая цель у них - объединение всего мусульманского мира, а далее - покорение всего мира. Так что это серьезная проблема.
Целый ряд прямых обвинений и угроз в адрес России оттуда уже поступало, и это довольно серьезно. Могу только вам сказать, что, например, еще в начале этого года президент Соединенных Штатов, выступая по этому вопросу, очень пренебрежительно сказал: да подумаешь, какие-то непонятно кто. А теперь это такая штука, что он говорит, что это самая главная угроза миру. То есть, они даже не понимали при всех своих агентах ЦРУ, айфонах, айпэдах и всех прочих штуках - они не понимали, что там происходит.
Косово и Крым
Еще один вопрос, который я получил и который я считаю очень важным - это вопрос сравнения Косова и Крыма, какие есть между ними сравнения. Я могу в двух словах ответить на этот вопрос.
Во-первых, Косово никто никуда не
присоединял. Во-вторых, в Косово был реальный геноцид, там действительно убивали людей. И ООН обязана был принять решение. Но Совет безопасности был заблокирован Россией и Китаем, и поэтому акция проводилась без решения Совета безопасности. Хотя потом решение Совета безопасности все же было принято. Но это длинная такая история, говорящая о том, что сравнения эти не являются справедливыми.
Капитальный ремонт
«Григорий Алексеевич, мы можем обратиться к правительству Российской Федерации с призывом заморозить их преступную инициативу со сборами на капитальный ремонт. Это приведет к обнищанию народа, а не к капитальному ремонту». Конечно, мы можем. Вот мы в Петербурге... Борис Лазаревич Вишневский, кстати говоря, является без всяких шуток высшего класса экспертом по капитальному ремонту. Вы можете вместе с ним завтра подготовить такое заявление, и мы можем его принять. Это будет очень правильно.
К чему может привести экономический кризис без политических изменений
«Без политических изменений как долго может продлиться экономический кризис?». Без политических изменений экономический кризис будет в той или иной форме все время. Если только цена на нефть будет опять 200 долларов, ну, тогда будет легче.
Политические изменения необходимы. Могу еще в 150-ый раз повторить, какие именно. Нужен суд независимый, законы нужны... «Чем он может завершиться в случае такого сценария развития?». В случае такого сценария развития экономический кризис может завершиться, если он не будет ослабляться, будет углубляться, кризис может перерасти в крах, как это было в конце советской власти. К концу советской власти, году в 84-85-ом, начался экономический кризис. За 4 года он превратился в экономический крах.
Я бы этого очень не хотел. Я бы хотел принять любые меры, чтобы этого не случилось.
Как добиться перемен
«Как добиться реальных перемен в условиях сохранения устойчивости пирамиды российской власти, населения, Путина, сохранения умонастроения большинства граждан, возможны ли изменения в ближайшие одно-два десятилетия?".
Вот что хочу сказать вам: безусловно, будут реальные перемены. В таких обсуждениях мне всегда хочется подчеркнуть следующее:
все то, что сейчас представляется невозможным и невероятным и от чего люди теряют всякую надежду поменять политику - сделает жизнь. Мы должны участвовать в этом и быть готовыми.
Жизнь сама решит очень многие вопросы за нас. Мы просто к тому моменту, когда ветер начнет дуть в наши паруса, мы должны быть готовы к этому. Вот наша ответственность, вот наша обязанность.
Жизнь сама решает многие вопросы. Никто не мог победить Советский союз. Жизнь привела к тому, что он затих. Жизнь. Но вот такие события, как Беловежская пуща, как гиперинфляция, как криминальная приватизация - мы не должны допускать. Как война с Украиной, как война в Чечне - мы никак не должны допускать. Это наша ответственность. Вот то, что мы должны делать.
«Что вы думаете по вопросу кооперации по частичному выходу из кризиса?». Если вы имеете ввиду частное предпринимательство, то я всячески это поддерживаю, но я очень боюсь, как бы сейчас все так не обложили налогами, что дышать просто будет невозможно.
«Каково ваше отношение к изменению Конституции Российской Федерации? Когда-то было высказано предложение «ЯБЛОКА» о Конституционном собрании. Что с ним?». Это правильно, просто сейчас момент такой, когда это невозможно обсуждать. Сейчас наступила фаза открытого кризиса. А вообще говоря, мы на Съездах и на Федеральном совете принимали решения об Учредительном собрании, о переосновании государства.
Кстати говоря, у нас все время говорят: там, в Киеве, переворот произошел, там такое-сякое... Я, во-первых, согласен с той оценкой, которую сегодня Борис Лазаревич давал, что свергнута была коррумпированная власть. Я не знаю, насколько новая власть будет лучше, этого я точно не знаю. Потому что оказалось, что цветные революции - они вовсе не революции, это просто метод смены одной элитной группы у власти на другую. Это не смена системы. Почему я не сторонник цветных революций? Потому что это не смена системы, просто одна команда уходит, а другая по сути такая же - приходит. Вот и все.
Ничего большего в этих случаях не происходит. Так вот, мы должны помнить, что в основе современной России лежит государственный переворот, даже несколько штук. Их несколько, начиная с октября 1917 года. А что это такое было? Это был самый настоящий государственный переворот. И на этой основе построили все здание. Поэтому здесь надо вести себя скромно и с пониманием исторического момента. Точно так же, как очень трудно объясняться по 93-му году. Точно так же, как трудно объясняться по Беловежской пуще.
В нашей истории столько тяжелейших противоречивых событий и ко всему надо относиться честно и достойно.
Я хочу, чтобы мы с вами дожили до того времени, когда Россия будет стоять на самых твердых исторических основаниях. На вечных. И это можно сделать еще при нашей жизни, что мы и сделаем.
Click to view