"Шумный успех, точнее - успешный шум рок-группы"

Apr 11, 2016 07:02



В какие времена СМИ не ругали отечественных музыкантов? И с каких только позиций не критиковали "Машину времени". Правда, мне кажется, что тогда критика выглядела больше смешной, а вот сейчас уже порой не до смеха. Так вот, 11 апреля 1982 года в газете "Комсомольская правда" вышла нашумевшая статья "Рагу из синей птицы".

Основными ее авторами были не журналисты «Комсомолки», а деятели культуры во главе с Виктором Астафьевым. В ней с идеологических позиций того времени критиковалось творчество «Машины времени» как чуждое советским людям. Авторы писали, что ансамбль каждый вечер делает тысячам зрителей опасные инъекции весьма сомнительных идей. Вот пара цитат:

"Больше недели корреспондентский пункт "Комсомольской правды" в Красноярске напоминал... филиал филармонии. Самые разные люди шли, звонили, писали... Сначала просили: "Что вам стоит достать билетик (два, десять...)?" Потом предлагали продлить гастроли: "Сколько разговоров по поводу - хочется увидеть своими глазами". Затем справлялись: "Правда, что за клавишными у них сидит парень в трико и пляжной кепочке?" - "Правда". - "А зачем?" Но постепенно стали недоумевать: "Зачем они так громко поют?" Или: "На концерте не понял ни слова - пришлось дома слушать кассету с записями, впервые вдумался в слова и ужаснулся".
...
Кажется в последние годы наша эстрада сделала заметный шаг вперед. Современная электронная техника, помноженная на способности молодых исполнителей, дает порой поразительные эффекты. Так и случилось на конкурсе в Тбилиси, когда долго "пробивавшаяся в люди" рок-группа "Машина времени" заняла первое место и решительно шагнула в профессионалы. Руководитель группы А. Мелик - Пашаев убрал сценические границы между эстрадой и зрителем, насытил группу мощной аппаратурой, соединил звук и свет. А создатель текстов песен А. Макаревич придал ансамблю еще одну отличительную черту. Он отказался от услуг профессиональных поэтов с такой же решимостью, с какой отказался говорить о нейтральных вещах, надоевших в ансамблях-однодневках, наполнил песню смыслом не только лирическим, но и социальным. Просто о любви, просто о восходах-заходах здесь намеренно не поют. Как объясняет сам Макаревич, их "песенки" создают иллюзию, будто написаны для своих, адресованы только своим и поются среди своих. И началось ускорение "Машины". Народилась тьма самодельных записей, а после двух фильмов с участием рок-группы она стала вроде бы как непогрешимой и чуть ли не эталонной. И только теперь стало заметно главное, что прощалось начинающему, но едва ли может проститься устоявшемуся коллективу. Последние гастроли в Красноярске, словно лакмусовая бумажка, выявили серьезные недостатки в репертуаре рок-группы.
...
Повторимся: ансамбли могут следовать и неотечественному мелосу - это их творческое право, но следовать достаточно близкому среднеевропейскому шаблону, видимо не следует. Как есть среднеевропейское время, так есть и среднеевропейский шаблон. Нам же хотелось - и мы не считаем это желание личной прихотью, - чтобы советские ансамбли работали с поправкой на наше, советское, время…
...
Во все времена находились эстетствующие виршеписцы, живущие вне времени. Однако от безвкусной литературщины до цинизма один шаг".

Полный текст статьи

image Click to view

Макаревич, дата, история музыки

Previous post Next post
Up