Вы знаете, у меня очень позитивный настрой относительно моей работы. Я не раз об этом писала. Однако у многих других студентов, наоборот, никакого позитива не наблюдается. PhD постоянно не оправдывает чьих-то надежд, оказывается слишком трудным и бесперспективным, отнимает очень много сил и времени. Многие истории, которыми делятся студенты, и правда очень похожи на сюр.
Главным тираном, конечно, всегда выступает профессор. В большинстве случаев жалобы на него вполне оправданны: он может быть слаб как научный руководитель, при этом быть слишком высокого о себе самомнения, может загружать бессмысленной чередой дебильных заданий, одновременно требуя выполнения всех дедлайнов по основной работе, или может установить безумно низкий лимит по стоимости отеля на конференции (когда денег с трудом хватает на койку в 16-местном номере хостела на другом конце города), а сам заселиться в 5-звездочный люкс, при этом даже не выступая с докладом. Список его «может» просто бесконечный.
Проблема в том, что кроме таких негативных историй, студенты ничего другого не рассказывают. Как будто это неприлично - относиться хорошо к своей работе. Положительная история рассматривается как хвастовство. Поэтому преобладает общий негативный фон, постоянная нервотрепка и жалобы (а жаловаться всегда есть на что). Сегодня за обедом меня спросили, как продвигается мой PhD, поняла ли я уже все относительно него. Я сказала: «Хорошо», на что немедленно получила замечание: «Значит, еще ничего не поняла».
У меня пока нет такого негатива. Я, конечно, настороже. Но надежда, что такого и не будет, у меня только крепнет. Есть одна позитивная история, которая показывает моего профессора в хорошем свете, про скандальный курс «Философия науки» (чуть-чуть о коллизии писала
здесь, но еще потом напишу подробнее, это главное впечатление декабря). Когда мы с моим коллегой Паоло читали вместе заданный текст, в котором было большое количество нападок на историческую науку, моего профессора очень зацепило, что фактически атака ведется на двух его студентов (мы были единственными историками в аудитории). Он попросил нас переслать ему документ для ознакомления, а потом в половине третьего ночи прислал нам огромное полотно с кучей комментариев, как мы можем отразить эти нападки и какие аргументы нам стоит привести. Это было так приятно. Потом, посередине занятия, мы получили еще одно письмо от него. В нем был сфотографирован отрывок из «Риторики» Аристотеля, про то, что все ораторы тяготеют к басням, но имеют смысл только факты. И я вдруг почувствовала, что у нас буквально есть защитник. Поразительное ощущение.
А еще я сегодня пришла на работу, проассистировала на экзамене в 8-30, потом попала в офис, перецеловалась и переобнималась со всеми коллегами, села за компьютер и поняла: как же я соскучилась.