Большие инструменты приходится фотографировать по частям.
Этот дорогущий и пафоснейший кастом (называется MLP, по словам владельца - "венгерская Fodera") попал в мастерскую по очень нехорошей причине - предыдущий хозяин сорвал гайку двухстороннего анкера. Напомню, что у такого анкера гайка намертво приварена к стержню, что делает невозможной ее замену; остается разве что поменять весь анкер целиком. Кому интересно, почему так получается, и как вообще работает двухсторонний анкер - гуглите "two-way truss rod".
Традиционно такой анкер меняют, отрывая накладку. Делать это в данном случае ОЧЕНЬ не хотелось. Хотя бы из-за чудовищной площади этой самой накладки. И еще - потому что не всегда удается снять накладку аккуратно, то есть может потребоваться замена. А делать новую накладку для этой гитары довольно трудно и дорого. Плюс покраска всего грифа и стыков накладки с корпусом...
Есть, однако, и другой путь. Работает он не всегда, но попробовать можно.
Снимаю порожек, полностью ослабляю анкер (на мое счастье, гайка пока еще сорвана не очень сильно, и на ослабление более-менее крутится). Сверлю поперечное отверстие в стенке гайки.
Хватаюсь за отверстие тонкими круглогубцами и ИЗО ВСЕЙ СИЛЫ тяну анкер вверх, к колкам. Он, разумеется, не шевелится. Тогда я приставляю к торцу гайки металлическую палку и бью по ней молотком - забивая анкер вглубь. Потом опять тяну гайку вверх плоскогубцами. Все эти манипуляции нужны, чтобы расшатать анкер внутри его паза. Дело в том, что традиционный двухсторонний анкер вообще не зависит от грифа. И обычно его никак специально не закрепляют - достаточно того, что он плотно зажат в пазе и дополнительно зафиксирован клеем, которым клеили накладку. Вот это-то и дает небольшой шанс вытянуть его из грифа через прорезь в головке.
Спустя некоторое время я все-таки сдвигаю анкер! Повезло.
Кто-то подумал, что это все?.. Фиг там: мешается декоративная кленовая наклейка на голове грифа. Вообще, гитар с прямым выходом для двухстороннего анкера почти не бывает, производители совершенно не рассчитывают на такую потребность. Тут еще все относительно просто.
Уважаемые венгры наклеили пластину на головку грифа через темный шпон. Это большая удача: во-первых, то, что пластина вообще есть, а во-вторых, наличие шпоновой полоски. При отделении пластины от головки пострадает именно шпон, но его совсем не жалко и всегда можно наклеить новый слой. Не будь его - при работе попортили бы клен, и пришлось бы уменьшать толщину головки грифа.
Основной инструмент для разделения склеек:
Осторожно вгрызаюсь по шпоновой линии. Регулярно подогреваю шпатель, а в перерывах между подходами заливаю в щель воду: горячий шпатель тут же превращает ее в пар, который очень способствует разрушению клея.
Клей оказался не слишком стойким, кстати. По-моему, что-то типа тайтбонда. Если бы там был полиуретан, от воды и нагрева толку не было бы.
Неожиданно увидел, что к кленовой пластине подклеены крошечные ушки с двух сторон. Очень странный ход на гитаре за несколько тысяч евро.
Дело близится к концу. Я сделал небольшие выемки возле отверстий третьего и четвертого колка, планируя в дальнейшем использовать их для фиксации пластины в правильном положении при склейке. В итоге поступил по-другому, но об этом позже.
Достаточно удачно, всего две небольшие подпалины:
Теперь наконец можно извлечь анкер. В "Хаусе" была серия, где из пациента извлекали длинного ленточного червя - по-моему, есть некоторое сходство.
Чтобы было понятно, о чем речь:
Начинаю очищать пластину от старого шпона:
Убирать его совсем не трудно.
Кое-где можно даже осторожненько построгать. Только следует быть очень аккуратным и не сколоть край кленовой пластины на выходе.
Ближе к завершению перехожу на циклю:
И на шкурку:
Осталась небольшая подпалина в углу, но на боковой поверхности ее не видно, а из плоскости она почти не вылезает.
С головкой грифа все гораздо проще, так как большая часть шпона осталась на пластине. Тут надо лишь снять мелкие неровности.
Готово:
Подбираю анкер нужной длины. Нахожу самый правильный вариант: он чуть длиннее оригинала, и по длине канала влезает точно так, чтобы гайка не упиралась в анкерную крышку. Причем давить новый анкер начинает прямо под нулевым ладом, а старый - где-то между нулевым и первым.
На старом анкере надета темная термоусадка. Мой новый стержень в пазе немного болтается. Надеваю термоусадку и на него:
Усаживаю ее и загоняю анкер в паз, сильно вдавливая его ключом:
Подклеиваю лист шпона к пластине. Клею на тайтбонд, никаких нагрузок все равно не будет.
Чтобы приклеить получившийся бутерброд к голове грифа, требуется надежно и точно зафиксировать лицевую пластину в правильном положении. Я думал подклеить деревянные палочки в заранее сделанные насечки по краям отверстий колков - но оказалось, что никакой надежной фиксации при таком варианте нет и в помине. Поискал в мастерской что-нибудь диаметром 14 миллиметров - нашел старую головку на 10, которой все равно не пользуюсь. Распилил ее пополам, вставил в отверстия:
Пластина на этих вставках фиксируется отлично. Готовлю эпоксидку, клею.
На следующий день снимаю струбцины, отогреваю паяльником металлические вставки (они без проблем отваливаются), начинаю подрезать все лишнее:
Потом шкурить:
Получается так:
И так:
С макушкой тоже нет особых трудностей:
Заодно немного подшкуриваю морду лица:
Разрезаю тонкой пилой шпон на выходе к порожку, убираю стамеской отрезанный кусок.
Грунтую, подкрашиваю голову прозрачным лаком.
В принципе, это все. Но мне нужно еще мучительно поменять лады на бронзовые:
Сделать подходящий латунный порожек:
Поставить железо и струны:
Исправить несколько недоработок в распайке, а потом два часа искать мелкий электрический глюк:
Сделать прощальное фото:
И еще раз посмотреть на голову со всех сторон.
Никто ничего не найдет.