Замена гибсоновской 10мм-механики на винтажную типа Gotoh SD-90

Aug 23, 2012 01:01

Гибсон уже не тот, что раньше. По крайней мере, в смысле колковой механики. Знаменитые "Kluson" с пластиковыми рукоятками давным-давно не используются в стандартных моделях. Вместо них там стоит интересная механика - гибрид винтажных "клюсонов" и современных герметичных колков. От первых остались зеленоватые рукоятки и штампованный корпус с креплением на два шурупа, а от вторых - фиксация штока через гайку.

На фотографии родной колок Gibson на заднем плане, а Kluson с надетой втулкой - на переднем:



(правда, на самом деле спереди не настоящий клюсон, а его клон - Gotoh SD-90)

Различий в креплении тыльной стороны колка нет - и там, и там вкручивается пара шурупов. Зато сильно различается метод фиксации штока. У гибсоновских колков он такой же, как и большей части современной механики - с лицевой стороны головы грифа надевается гайка, которая "стягивает" голову грифа, а заодно удерживает шток от прогиба. Что касается "готоха", то на нем гаек не предусмотрено, а шток фиксируется втулкой, впрессованной в древесину.

***

Часто приходится ставить вместо родной гибсоновской механики такую вот псевдовинтажную (например, если заказчику хочется локовые колки, а менять внешний вид не хочется. Нужные версии Gotoh SD-90 называются HAPM или MG-T). К сожалению, посадочный диаметр у этих типов колков не совпадает. Втулке нужно отверстие около 9 мм в диаметре, а под "гаечную" механику обычно сверлят 10. Чересчур широкое отверстие можно заклеить и просверлить заново (ободок втулки закроет лишний миллиметр). Но есть и другая проблема: лак у гибсона мягкий, толстый и гнусный, а потому на нем отлично отпечатываются широченные следы от шайб родной механики. И это практически новая гитара:



Вложив втулку от новой механики на место старой, можно получить представление о масштабах бедствия:



Казалось бы, деваться некуда, придется это терпеть.

Но есть простой и изящный способ решения проблемы. Достаточно взять шайбу от родного колка и чуть-чуть расширить отверстие в ней - так, чтобы сквозь нее с минимальным зазором проходил стакан втулки:



(это расширение столь мало, что не помешает использовать эту шайбу с ее родной механикой, если будет необходимость)

Теперь надо снять заусенцы с шайбы и соединить ее с втулкой двумя мельчайшими капельками суперклея (по внутреннему ободу шайбы). В случае чего клей несложно отогреть, поэтому процедура обратима.

Теперь примерка смотрится гораздо лучше:



Если не знать, что это два разных элемента, конструкцию легко принять за цельную втулку с широким ободом! Что ж, дорабатываю тем же способом остальные пять втулок:



Теперь надо заняться сужением посадочных отверстий. Сперва вычищаю из них старый лак и грязь:



Затем уменьшаю диаметр 12-мм шканта так, чтобы он входил в отверстие с небольшим натягом (такой вот у меня токарный станок):



Нет никакого резона делать вставку длинее, чем глубина погружения втулки, это только усложнит дальнейшую обработку, без всякой пользы. Поэтому замеряю эту самую глубину:



Отрезав от шканта кусок нужной длины, накалываю его на шило и вставляю в отверстие, предварительно нанеся на стенки чуть-чуть пятиминутной эпоксидки.



Эпоксидка тут хороша тем, что ее излишки очень легко убрать даже с нитролака (пока смола не застыла, разумеется). Убирать удобно слегка влажной ватной палочкой. Если посадка плотная, а отверстия зачищены до дерева, можно использовать ПВА и тайтбонд вместо эпоксидки - они совсем не липнут к лаку.



Выждав пару часов, я сверлю новое отверстие сверлом по дереву:



Надо сказать, что посадочный диаметр втулки не кратный половине миллиметра, так что приходится подгонять отверстие разверткой. Стучать молотком по "гибсону" - последнее дело, вжимать втулки лучше всего мощными быстрозажимными струбцинами. Втулка должна садиться плотно. Для гарантии можно капнуть немного суперклея на стенку отверстия перед установкой втулки. Плотная посадка гарантирует, что шайба на верхушке втулки не отцепится и не будет дребезжать. Вид сзади:



Повторив все эти процедуры еще пять раз, прибравшись и поставив струны, получаю вот такую чудесную картину:





Думаю, у хозяина гитары не возникло бы никаких вопросов, даже если бы я ничего ему не рассказывал.

Два слова о судьбе шайб родной механики (я же нарушил ее комплектность!). Во-первых, на любой китайской механике стоят практически такие же шайбы, так что в любой мастерской их валяется немеряно - можно даром отсыпать. Во-вторых, мало кто продает родную гибсоновскую механику, репутация у нее несколько противоречивая. Ну а если захочется поставить ее обратно на инструмент - вполне можно использовать все те же родные шайбы :-)

Такая вот заморочка. Кстати, в природе существуют специальные переходные втулки Gotoh, чей посадочный диаметр равен 10 мм. Увы, от проблем с помятым лаком они не спасают.

ремонт, колки

Previous post Next post
Up