200 храмов. Часть 1. Масштаб задуманного.

May 12, 2013 13:08

Оригинал взят у daniil_skitalec в 200 храмов. Часть 1. Масштаб задуманного.

Византийский историк 6 века Прокопий Кесарийский в своем трактате "О постройках" донес до нашего времени уникальный опыт массового строительства храмов в столичном городе - в Константинополе. В этом труде зафиксировано описание грандиозного строительства культовых сооружений, развернувшегося в период правления императора Юстиниана Великого - 11 крупных храмов, ставших градообразующими доминантами в уже сформированной городской структуре. Среди построенных были такие знаковые сооружения как София Константинопольская и храм св. Ирины - потрясающие произведения в духе своей эпохи.




Теперь переведем взгляд со второго Рима на Рим третий...
За 900 лет небольшое поселение на берегу реки претерпело множество метаморфоз в результате которых мы имеем сегодня сложный мегаполис с развитыми современными городскими структурами и 15 млн. жителей. Москва - удивительный город со своими уникальными чертами: радиально-лучевой планировкой, историческим преобладанием застройки усадебного типа, большим количеством зеленых насаждений, сложными сплетениями традиционной городской ткани органического развития и жестких модернистских планировочных схем и пр. Есть и еще одна важная черта, повлиявшая на современный облик - Москва с 14 века, после переноса резиденции митрополитов, является центром русского Православия.




На данный момент в столице насчитывается 711 православных храмов (из них действующих 645) и 12 монастырей, в советское время было разрушено около 213 храмов [1]. Вместимость существующих храмов составляет примерно 150 тыс. человек, но любой прихожанин московского храма скажет, что этого недостаточно, т.к. даже на обычной не сугубо праздничной службе зайти в храм порой не представляется возможным из-за количества прихожан, потому разговоры о строительстве 200-т храмов имеют под собой вполне веские причины и программа "200 храмов" вполне уверенно разворачивается с 2010 года. Сейчас мы можем видеть первые ее плоды… да, спустя всего 3 (!) года…
Но… Строительство нескольких сотен крупных храмов… Нескольких сотен… Сотни новых храмов… В одном городе… Возводимых почти одновременно… Кто-нибудь, хоть на секунду, задался вопросом о масштабе столь скороспелого решения?




На сегодняшний день мы имеем культурно-градостроительное явление, не имеющее аналогов в мире, которое, судя по размаху и капитальности задуманного, балансирует между всемирно известной строительной деятельностью Юстиниана и культурно-градостроительным провалом, который может стать черным днем православной культуры… Как вы думаете, в какую сторону качнется чаша весов?[примечание...]
Возможно православный читатель возмутится самим фактом постановки такого вопроса, но я напомню, что последние 20 лет становления православия после гонений в очередной раз показали, что при разговоре о культуре или миссионерстве, количество не переходит в качество, а вот качество (будь то яркий культурный феномен, глубина веры отдельных людей, духовный подвиг или жизнь отдельного человека и т.д.) почти всегда находит последователей и переходит в количество. Стоит ли идти уже пройденной дорогой, не приводящей к плоду? Я поддерживаю идею строительства 200-т храмов, но считаю, что этот процесс должен быть осмыслен и продуман, чтобы принести плоды, а не только решить сиюминутную задачу. Спешка здесь не уместна.


Не совсем уверен, что эти слова собрались в текст своевременно, но судя по тому, что многие острые вопросы о церковном зодчестве висят в воздухе уже более 100 лет… Я бы не поднимал этой темы, если бы сам не принимал участия в проектировании храмов, становящихся частью "программы 200".
Проблемы и их возможное решение.

Проблемы города, Современная церковная архитектура

Previous post Next post
Up