Смерть в прямом эфире
1 июня голландский телеканал BNN покажет новое реалити-шоу - Большойдонор. За 1 час 20 минут умирающая от рака женщина должна выбрать изтрех тяжело больных участников шоу одного, которому достанутся еездоровые почки Остальные двое погибнут, поскольку очередь на донорские органы велика,а денег на внеочередную операцию у них нет. Помогать женщине в выборедолжны телезрители.
Шоу окончательно добьет остатки христианской этикив Европе, однако запретить его правительство Нидерландов пока неготово.Главная героиня уже найдена - ее зовут Лиза, ей 37 лет, и у неепоследняя стадия рака. До начала шоу о конкурсантах она ничего неузнает. Выбрать счастливчика она должна за 80 минут, изучая биографииучастников и беседуя с их близкими. А зрители все это время будутпосылать Лизе SMS-сообщения, поддерживая того или иного кандидата.Говорят, основатель канала Барт де Граф сам не дождался донорских почеки умер. BNN утверждает, что теперь привлечет внимание к проблеме. Между тем шоу всколыхнуло общественную дискуссию. Правящая коалицияХристианских демократов призвала канал отказаться от трансляции 'этойнизости'. Однако там ответили, что 'шанс участников шоу получить почкуоколо 33%, и это намного выше, чем шансы стоящих в очереди'.Парламентарии хотят закрыть шоу через правительство, но великавероятность, что оно промолчит, сославшись на безграничную голландскуютолерантность. Очевидно, что самопожертвования в поступке раковой больной нет: почки унее возьмут после смерти в любом случае, так что Лиза, ничего не теряя,обретает свои '15 минут славы' и деньги для семьи. Особеннойдобродетели тоже нет: тысячи людей завещают свои органы нуждающимся безлишнего шума, и тысячи больных могут не дождаться донорских почек, какне дождался основатель канала. Решить, кто из них достоин выжить, -задача, посильная лишь провидению. Его роль отчасти взяла на себя Лиза,которой придется выбирать одного из трех человек. Наверняка ониотобраны продюсерами с дьявольским расчетом, чтобы выбор был как можноболее мучительным. Чтобы кто-то из троицы обливался слезами радости,кто-то показал слабость, умоляя дать шанс ему и прикончить остальных, акто-то встретил судьбу стоически. И чтобы потом кто-то пожертвовалстоику на внеочередную операцию, лишний раз утвердив абсолютную властьденег. Очевидно и то, что смотреть подобные шоу людей толкают самые низменныеинстинкты. У обывателя, ерзающего с пивом перед экраном, появляетсяпусть микроскопическая и иллюзорная, но возможность решить, кто изучастников умрет, а кто останется жить. Это желание стать господомбогом, паркой, перстом судьбы тем сильнее, чем ничтожнее человек.Человеческое животное вообще любит зрелища чужой смерти: она снижаетчисленность популяции, а значит, и конкуренцию в стаде. Вопрос, кому и зачем это нужно, может показаться риторическим: каналBNN и концерн Endemol Entertainment, которому принадлежат авторскиеправа на шоу 'Большой донор' и 'Большой брат', делают бизнес. Возможно,это также личный бизнес Сильвио Берлускони, чья медиагруппа MediasetSpA недавно купила у испанской Telefonica 75% акций Endemol. Однако этонеполный ответ - другая его часть лежит в культурной плоскости. Ситуация, в которой вот-вот окажутся участники 'Большого донора',типична для сотен боевиков, где христианской моралью и не пахнет. Мирнедалекого будущего предстает в них мрачной антиутопией, где под вечнымдождем все воюют со всеми, а жизнь и смерть - мелкая розницаглобального супермаркета. Отношения героев большинства мультфильмовтоже, как правило, исключают бескорыстие. Еще более дарвинистскимпредстает мир компьютерных игр, где убийство - базовый рефлекс и первоеусловие выживания. 'Большой донор' окончательно стирает грань междуними и реальностью, Start The Game! На самом деле нас приучали к этому давно: массовое клонированиеподобных сюжетов совпало с началом неолиберальной революции в 1970-х.Тогда на экраны вышел фильм 'Цена риска'. На каждого из участниковТВ-шоу охотится команда убийц. Драма разворачивается прямо в городе,где ее снимают с вертолетов. Если жертва выживает, ее ждет состояние,нет - сумму делят охотники. Главный герой выжил лишь потому, чтообнаружил обман (за ним следили по датчику). Справедливостьторжествует, но уже там она ущербна: ведущего судят за подлог, а не засам принцип шоу. Оглянитесь вокруг, вам это ничего не напоминает?
(с) GN