Feb 11, 2009 17:03
1. Исходя из позитивного взгляда на человеческую природу, считаю, что основными пружинами, заставляющими человека действовать являются любовь и чувство достоинства.
Дальше идет негатив.:)
2.Какая любовь является причиной действия, как выглядит это сильнейшее из чувств? Любовь-привязанность собственника. Любовь к своим детям, любовь к своим родителям, любовь к супругам, братьям, сестрам, любовь к своему месту жительства. Любовь, которая рождает страх и ненависть к чужим, которые не могут не покушаться на предметы любви, а так же ревность, ненависть к тем кто нарушает свой статус предмета любви. Короче, любовь является двигателем варварского патриархального общества, в котором чувство личного достоинства практически не заметно, легко мнется, хотя, конечно, есть и влияет на самочувствие как человека, так и общества. По-видимому, невысокая значимость достоинства позволяет говорить об отсутствии личности в первобытно-патриархальном обществе, хотя я с такой формулировкой не согласен как с неточной. :)
3. По мере роста цивилизованности растет значение чувства собственного достоинства. Правда, оно становится уделом власть имущих, фигурирует как "честь" на Западе, как "лицо" на Востоке. Потеря чести или лица практически непоправимо, потому что потерявший тут же превращается в чужака, то есть предмет опасений и ненависти. Харакири становится практически единственным выходом из положения.
У власть неимущих, как бы, честь и лицо отсутствовали по опредедлению. Кстати, возможно, иметь чувство достоинства для рабов было смертельно опасно, такие отмирали в процессе естественного отбора. Рабская психология - бунт и месть за смятое достоинство или смирение от безвыходности. Но достоинство обязательно болит.
В патриархально-цивилизованном обществе еще сильна любовь, но уже ценится и достоинство, у высших слоев. Появляется такая социальная функция, как спасения лица у любимых или просто важных-нужных людей.
4. Цивилизованное общество дает безусловный приоритет достоинству. При этом сминается любовь. Человек чувствует себя одиноким, потеряным, непривязанным, неприкаянным, но при этом полным собственного достоинства, которое приятно щекотится, уважается, взаимоуважается.
Скорее всего патриархальный человек не понимает цивилизованного, считает его холодным и расчетливым лицемером, а тот в свою очередь не понимает патриархального человека и считает его варваром.
Похоже, что то общество, откуда я родом - именно патриархально-цивилизованное.:)