В поисках утраченного знания

Jan 14, 2011 12:04


Глобализация, не исключено, не обезличивание, а возвращение к истокам, сдувание шелухи. Я за такую глобализацию.

О том, что Веды принадлежат всему человечеству, вы слышали двести пятьдесят восемь раз (это - двести пятьдесят девятый). Пора вникнуть в это утверждение…То, что представлялось нам мифологией древних народов, религиозным туманом, народными поверьями - все это знание оказывается общим, как если бы мир был картинкой-пазлом.

Первым моим подобным опытом были исламские хадисы. Чудесно сохраненное предание - весь корпус достоверных хадисов о жизни пророка Мухаммада (САС) - учит вещам буквально в ведическом духе. Само собой, терминология другая. Как это происходит? Предположим, длинные ногти. Нечистота, осквернение - учат нас Веды. «Постригай коротко свои ногти, ибо на кончиках ногтей сидит шайтан», - говорит пророк Мухаммад - до начала пророчества неграмотный пастух-сирота из бедного арабского племени, не прочитавший в жизни ни одного слова и практически не покидавший родных мест. И, кстати, постригай-ка их лучше в пятницу, - добавляет пророк Мухаммад, не вдаваясь в разъяснения (узнайте подробности у своего астролога). Или левая рука - исламское предание тоже запрещает использовать ее во время еды. Не заполняй желудок едой больше чем на треть, говорит пророк Мухаммад, не знакомый с йогами. Сполосни рот и глаза после трапезы. Примеров таких совпадений множество, вплоть до описания устройства высших и низших планет.

Справедливости ради нужно отметить - ведическая традиция в вайшнавском варианте располагает более обширными пояснениями. Но и довольно об этих двух.

Как поразительно, что и древние народы абсолютно не отклонялись от этого знания (как, например, поступают здравствующие народы). Нет никакой особой выдумки в прежних культах, есть национальная специфика. Вот «Книга мертвых» (интересно было бы сопоставить ее с Гаруда-пураной, сходство бросается в глаза), а вот греческие так называемые мифы.

Многие знания - многия удивления. Знаете ли вы, что Пифагор помнил свои предыдущие воплощения? Неудивительно, ведь прежде ему повезло родиться Эталидом, сыном Гермеса. «По прошествии времени его душа вошла в Эвфорба. Эвфорб рассказывал о том, что некогда был Эталидом и получил от Гермеса дар; он описывал странствия своей души после смерти Эталида: во сколько растений и животных она вселялась по пути, что претерпела в царстве Аида и что происходит там с прочими душами» (из книги «Золотой канон. Фигуры эзотерики»).

Иначе - личность, которую мы знаем под именем Пифагора, описала не только математические законы и музыкальный ряд, не только музыку небесных сфер, но и воплощение в разных формах жизни, и низшие планеты - в просторечье ад. Благодарны ли мы ей за это?

Или вот еще удивительная душа, которой я абсолютно увлечена нынче, - римский император Марк Аврелий (дальше я буду злоупотреблять цитатами, кто не спрятался - тот большой молодец). Его «Размышления» совсем не говорили бы о его высоком общественном положении, если бы не настойчивые упоминания гражданственности и общественного труда. Он не говорит о переселении душ - только о постоянстве первоэлементов. Но то, что он говорит, все-таки имеет очевидное родство с учением о карме:


 "Поступать во всем, говорить и думать, как человек, готовый уже уйти из жизни. Уйти от людей не страшно, если есть боги, потому что во зло они тебя не ввергнут".

"Высчитывать не только, как с каждым днем растрачивается жизнь и остается все меньшая часть ее, -- и то высчитай, что проживи человек дольше, неизвестно, достанет ли у него силы-то ума для понимания вещей и того умозрения, которое заботится об искушенности в божественном и человеческом. Ведь начнет же дуреть: дышать, кормиться, представлять, устремляться и все такое будет без недостатка, а вот располагать собой, в надлежащее по всем числам вникать, первопредставления расчленять и следить за тем, не пора ли уже уводить себя и прочее, что нуждается в разумной мощи, -- это все раньше угасает. Значит должно нам спешить не оттого только, что смерть становится все ближе, но и оттого, что понимание вещей и сознание кончаются еще раньше".

«Ты не есть это тело»:

"Гиппократ, излечивший много болезней, заболел и умер. Халдеи многим предрекли смерть, а потом их самих взял рок. Александр, Помпеи, Гай Цезарь, столько раз до основания изничтожавшие города, сразившие в бою десятки тысяч конных и пеших, потом и сами ушли из жизни. Гераклит, столько учивший об испламенении мира, сам наполнился водой и, обложенный навозом, умер. Демокрита погубили вши, Сократа -  другие вши. Так что же? - сел, поплыл, приехал, вылезай. Если для иной жизни, то и там не без богов, а если в бесчувствии, то перестанешь выдерживать наслаждение и боль и услужение сосуду, который тем хуже, что сам он в услужении, ибо одно -  разум и гений, другое - земля и грязь".

Это - про необходимость медитации:

«А нигде человек не уединяется тише и покойнее, чем у себя в душе, особенно если внутри у него то, на что, чуть взглянув, он сразу же обретает совершеннейшую благоустроенность. Вот и давай себе постоянно такое уединение и обновляй себя. И пусть кратким и основополагающим будет то, что, едва выйдя навстречу, всю ее омоет и отпустит тебя уже не сетующим на то, к чему ты возвращаешься».

И - легкость медитации:

«До чего же просто оттолкнуть и стереть всевозможные докучливые или неподходящие представления и тут же оказаться во всевозможной тишине».

Про быстрый духовный прогресс:

«Десяти дней не пройдет, и ты богом покажешься тем, для кого ты сейчас зверь и обезьяна, - сверни только к основоположениям и к почитанию разума».

Про важность правильного общения:

«Лучший способ защититься - не уподобляться».

Принцип чистоты - отсутствие любых интоксикаций и вожделения:

«Никогда не расценивай как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя когда-нибудь нарушить верность, забыть стыд, возненавидеть кого-нибудь, заподозрить, проклясть, притворствовать, возжелать чего-нибудь, что нуждается в стенах и завесах».

Отказ от результатов своей деятельности:

«Иной, если сделает кому что-нибудь путное, не замедлит указать ему, что тот отныне в долгу. Другой не так скор на это -- он иначе, про себя помышляет о другом как о должнике, помня, что ему сделал. А еще другой как-то даже и не помнит, что сделал, а подобен лозе, которая принесла свой плод и ничего не ждет сверх этого. Пробежал конь, выследила собака, изготовила пчела мед, а человек добро -- и не кричат, а переходят к другому, к тому, чтобы, подобно лозе, снова принести плод в свою пору».

Вот это и вовсе звучит как шлока «Бхагавад-Гиты»:

«Считай безразличным, зябко ли тебе или жарко, если ты делаешь, что подобает; и выспался ли ты при этом или клонится твоя голова, бранят тебя или же славят, умираешь ли ты или занят иным образом, потому что и умирать - житейское дело, а значит и тут достаточно, если справишься с настоящим».

Еще одна «шлока», мы все в плену иллюзии:

«Больному желтухой мед - горькое, укушенному бешеным животным вода - страшное, для детей мячик - прекрасное. Что ж я сержусь? Или кажется тебе, что заблуждение безвреднее, чем желчь у желтушного и яд у бешеного?»

О принципе справедливости:

«Что происходит, по справедливости происходит: проследи тщательно -- увидишь. Я не о сообразности только говорю, а именно о справедливости, как если бы некто воздавал всякому по достоинству».

«Ибо некоторым образом все сущее есть семя будущего, ты же думаешь, семя -- то, что падает в землю или в лоно -- очень уж по-обывательски это».

Где мы это уже слышали? Настоящее есть следствие прошлого и причина будущего.

А вот ведическое представление о первоэлементе разума:

«Если духовное у нас общее, то и разум, которым мы умны, у нас общий. А раз так, то и тот разум общий, который велит делать что-либо или не делать; а раз так, то и закон общий; раз так, мы граждане; раз так, причастны некоей государственности; раз так, мир есть как бы город».

Птица-душа клюет сладкие и горькие плоды с дерева деятельности, а птица-Сверхдуша лишь наблюдает… За каждым и одна на всех.

Про следование путем своей «варны», своих врожденных склонностей:

«Люби скромное дело, которому научился, и в нем успокойся».

Разделение тел при смерти:

И то, что землей рождено, 
      В нее же уйдет, 
      а эфира дитя 
      Вернется обратно в небесный предел.

Предназначение человека:

"...изведал же ты, как после стольких блужданий ты нигде не обрел счастливой жизни: ни в умозаключениях, ни в богатстве, ни в славе, ни в удовольствии -- нигде. Тогда где ж она? В том, чтобы делать, чего ищет природа человека".

Бонус - мой любимый кусок про категорическую важность слушать свой разум, а не ум при утреннем вставании (очевидно, эти диалоги не были чужды и самому императору):

«Поутру, когда медлишь вставать, пусть под рукой будет, что просыпаюсь на человеческое дело. И еще я ворчу, когда иду делать то, ради чего рожден и зачем приведен на свет? Или таково мое устроение, чтобы я под одеялом грелся? -- Так ведь сладко это. -- А ты значит родился для того, чтобы сладко было? И ничуть не для того, чтобы трудиться и действовать? Не видишь ты разве травку, воробышков, муравьев, пауков, пчел, как они делают свое дело, соустрояют, насколько в их силах, мировой строй? И ты после этого не хочешь делать дело человека, не бежишь навстречу тому, что согласно с твоей природой? -- Отдыхать тоже нужно. -- Верно. Так ведь природа дала меру этому, как дала меру еде и питью. И все-таки ты берешь сверх меры, сверх того, что достаточно; а в деле -- нет, все "в пределах возможного". Не любишь ты себя, иначе любил бы и свою природу, и волю ее. Вот ведь кто любит свое ремесло -- сохнут за своим делом, неумытые, непоевшие. Ты, значит, меньше почитаешь собственную свою природу, чем чеканщик свою чеканку, плясун -- пляску, серебро -- сребролюбец, тщеславие -- честолюбец? Ведь эти, когда их захватит страсть, ни еду не предпочтут, ни сон -- только б им умножать то, к чему они устремлены, а для тебя общественное деяние мелковато и недостойно таких же усилий?»

сердце слова, самоосознай-ка, пифагор, что читать, марк аврелий, наша волна

Previous post Next post
Up