Apr 30, 2010 22:34
Я заглянула в телевизор и истомилась: прямо неприличное количество людей заинтересовано в том, чтобы переубедить Перельмана, отказавшегося от миллионной премии. Не в том, чтобы узнать, как работает его удивительный мозг, - о нет.
Я тоже, кстати, не против понять его мотивы. И вот невзначай вспомнила сюжет серии одного из многочисленных морализирующих турецких сериалов - а это такой особый жанр: душещипательная, разрывающая сердце история, которая начинается как бытовая, а заканчивается трагически - либо смертью героя и посмертным приговором, либо увечьем, потерей, разлукой и озвученной моралью. Торжествует всегда суровая жизненная справедливость. Произведения в этом жанре узнаваемы, их сюжеты предсказуемы, но под их неизменное обаяние попадаешь снова и снова, лишний раз убеждаясь, что жизнь играет по-честному, никого не обвешивает.
Так вот, серия начиналась с лотереи на предприятии, где работал главный герой, - глава семейства и вдумчивый мусульманин. А лотерея, чтоб вы знали, в исламе относится к категории майсира - азартных игр, основанных на случае, и запрещена. Поэтому герой очень не хочет покупать билетик, но его непосредственный начальник настаивает, и вот он неохотно отдает деньги за билет - и по закону жанра выигрывает какие-то небывалые деньги. Теперь ему выкрутиться еще труднее, но он, тем не менее, отказывается эти деньги принять.
Слухи в турецком городке разносятся со скоростью солнечного ветра, и к вечеру семья героя уже знает, что случилось. Взрослые сыновья в радостном превкушении, жена суетится, накрывая на стол... Он объясняет, что эти деньги погубят их, цитирует Коран, аппелирует к примерам из жизни, просит... без толку. И через несколько дней, поддавшись на истерики сыновей, соглашается принять запретный выигрыш.
Покупка новой мебели, посуды, не виданных ранее при скромном достатке предметов, о чудо - автомобиля! - огорчают его все больше. Сыновья так увлечены покупками и инвестициями, что однажды забывают купить лекарство для сердечницы матери, и та умирает прямо на пороге. После смерти любимой кроткой жены герой уходит из дома и становится бродягой. Спустя много лет он случайно встречает сыновей снова: старший женат на женщине, у которой в глазах мелькают знаки доллара, как у Скруджа МакДака (это, правда, очень талантливая в изображении стерв турецкая актриса). Герой примиряется с сыновьями и остается жить с ними - до момента, когда случайно разбивает уникальный сервиз, только что купленный невесткой... Он уходит из дома после скандала, на этот раз окончательно.
Но остальным не отделаться так легко: чтобы сбежать с женой брата, младший ворует деньги из кассы их общего бизнеса, старший стреляет в него (пистолет, реже нож, - атрибут любого турецкого сериала, кроме комедийных) и сам оказывается застреленным неразобравшимся полицейским.
Я, впрочем, нетвердо помню развязку, но смысл такой - все умерли, и самым неприятным образом. Сделав поправку на сгустившееся время, которого в обычной жизни мы не наблюдаем, выпячивание только сюжетно значимых деталей и опущение остальных, национальную динамику повествования, получим в сухом остатке все ту же упрямую логику. Невозможно сеять и не жать. От рябинки не родятся апельсинки.
Иногда человеку дано предвидеть развитие ситуации - и в этом вся его заслуга. Достаточно иметь проницательность и чистое сердце. Отдернуть руку от огня - рефлекс. Так, не обязательно быть бессребреником, чтобы отказаться от денег, нажитых нечестным образом. Что совсем не означает, что быть богатым плохо: быть богатым - это лучшее, что с тобой может случиться, если ты богат с Богом, от и через Него. Впрочем, это умонастроение не имеет ничего общего со страстным накопительством.
И конечно, каждый живет сам за себя. Какие бы ни были мотивы у Перельмана, это его личное дело.
чтобы узнать больше, оставайтесь на нашей волне.
наша волна