Учебники для средней, средненькой школы

Feb 24, 2012 13:47

Учебники могут быть предвзяты, нехороши, но самое неприятное - даже в гуманитарных дисциплинах они как будто допускают только один правильный ответ на вопрос. Иногда прямо-таки провальный. Две цитаты из недавнего опыта:

1. К духовной сфере относятся культура, наука, образование и религия. Ее составными частями являются: университеты, школы, музеи, театры, художественные галереи, средства массовой информации, памятники культуры и национальные художественные сокровища, церковь.

Кравченко, Певцова "Обществознание"
Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, 12-е издание.
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Ну точно Жванецкий: "Теперь духовная пища: книги, фильмы, эстрада, керамика". Только у Жванецкого было смешно. Критерии определения "духовности" предмета - загадка. Например, библиотеки или тренинги личностного роста не в списке, а сми там. Духовны, очевидно, насквозь. Вообще, это порочная практика - не видеть за словами феномена, не считать необходимым справляться со словарем, в том числе этимологическим, с пренебрежением относиться к так называемой "гуманитарной" терминологии. И потом у нас целые поколения живут "богатой духовной жизнью" - ходят в музеи и парки культуры, читают много романов и журналов типа "Популярная механика". Хороший, кстати, журнал. Но к духовности все это отношения не имеет.
2. По ссылке урок истории на тему "Реконкиста". Я слушала вполуха, и тем не менее, попросила Абу Фарейру остановить видео, обратила его внимание на парадоксальное высказывание учителя: "Надо сказать, что арабы на территориях Испании, как в принципе и в других провинциях, вели себя достаточно лояльно по отношению к местному населению. Не было гонений по религиозному признаку, не было допущено жестокости... Впрочем, полностью уничтожить христианство на территории Пиренеев арабам не удалось".

Однако не всем смешно - первый комментарий на странице урока как раз обращает внимание на эту нелепость, а от второго хочется плакать: "Чего хохочешь? Вроде все правильно (сверял с учебником)".

И каждый день продолжается бой - за развитие аналитического аппарата, за различение заучивания и мышления, за приоритет последнего. За умение задавать вопросы и выслушивать чужое мнение. За образование собственно.

как не надо, абу фарейра, хоумскулинг, учебники

Previous post Next post
Up