Нет точных данных о сиротах минувшей войны...

Jan 09, 2013 13:20

Нет точных данных о сиротах минувшей войны. Нечем измерить боль утраты каждой семьи, в которой погиб кто - то из членов семьи. Сейчас часто и это хорошо и правильно можно услышать об объединениях сирот войны. Их воспоминания, книги, сохраненные фотографии и письма возвращают нас в то страшное время. Статистика такова, что из всего класса средней городской школы у нас у четверых были живы отцы. Но я не помню, чтобы кто- то напоминал или намекал на безотцовщину. Такого не было. Семьи без отцов и даже без обоих родителей было обычное дело. Были ребята из Москвы, Сталинграда, с Кавказа. И слово «сироты» не было у нас в обиходе. Я сейчас это слово слышу чаще. Кстати, не знаю, как ставить ударение в этом слове. Как- то нелепо звучит от 75- летнего человека, например, что он сирота войны.




Не пришлось Ивану Федоровичу Лукьянову ни разу в жизни сказать кому- то «мама». Не помнит он ни маму, ни папу. Не помнит ничего. Только с четырех лет отрывочно что- то сохранилось в памяти. Но это был уже детдом. И хоть считается, что он родился в 1939 году в Украине, не факт, что он родился именно в Черновицкой области. В самые первые дни войны он потерялся. Мальчика подобрали,.спасли и вывезли в Казахстан. Своего имени, фамилии он не знал. Родителей назвать тоже не мог.

Погибли они или остались живы, искали его или нет знать ему уже не суждено. С чьей- то легкой руки носит он фамилию Лукьянов. Чьи-то добрые руки подняли с земли плачущего ребенка, прижали к себе, успокоили, вытерли его первые сиротские слезы.

В детском доме было 200 таких мальчишек, и выглядели они все примерно одного возраста. Были русские, украинцы, белорусы, молдаване, с Кавказа. Кто есть, кто и откуда ребята не разбирались. Все одинаково чувствовали суровость и неустроенность быта и голод. Ели все подряд - лебеду, полевой чеснок. Воровали у местных жителей кукурузу, кут - козий сыр для чая. Жмых, который они собирали на железнодорожных путях, был несказанным лакомством. Сытая жизнь еще долго только снилась.

7 классов Иван окончил успешно и его направили в Уральский строительный техникум там же в Казахстана. Стипендии хватало на одноразовое питание. Но это была совсем самостоятельная жизнь. И выбор был большой. Стать поездным «каталой», примкнуть к «хорошей» компании, промышлять воровством. Но в том - то и дело, что учеба Ивану давалась легко, он без труда сдавал зачеты и сессии. В конце концов, это определило его дальнейшую судьбу.

Закончив техникум, Иван работал на целине до призыва в 1958 году в Армию. Совгавань Хабаровского края, авиационный механик. Отцы - командиры - бывшие фронтовики. В то время Армия воспитывала, обучала, физически закаляла. Из Армии ребята приходили совершенно взрослыми, сформировавшимися личностями. После службы в Армии Иван точно знал, что будет учиться дальше. Заочно. Кормить его некому. Он совмещал работу на строительстве Теммертаусского металлургического комбината с учебой в Новосибирском институте железнодорожного транспорта.

Так на 36 с половиной лет он останется в самой почетной должности ОМСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК. Техник по ремонту путей, инженер путей сообщения, заместитель начальника Входнинской дистанции пути. Все этапы реорганизаций, объединений, строительства сортировочной станции Входная - рабочие будни Ивана Федоровича.

Каждый из нас, кто реже, кто часто ездит по железной дороге. Нет в городе ни одного сооружения, завода, летательной, плавательной техники грандиознее, необходимей, важнее, совершенней, чем железная дорога. Особенно, если учесть масштабы страны. Посмотрите на вокзал, сортировки с высоты виадуков, посмотрите снимки станции Входная, сделанные с вертолета. Красотища!





Какая сложность, точность, слаженность, дисциплина. Железная дорога это не только рельсы и поезда. Это многочисленные службы, обеспечивающие бесперебойную работу и безопасность движения.

Иван Федорович работал на Входной с самого основания этой станции, основное назначение которой подготовка порожних вагонов под погрузку угля в Кузбасском районе и системного пропуска составов с углем в обратном направлении. Протяженность станции более 7 км! Вагонооборот на станции Входная более 17 тысяч вагонов в сутки! Вдумайтесь, более 242 составов в сутки! Наш железнодорожный мост пропускает состав каждые 3 - 5 минут! Это круглосуточно, беспрерывно, год за годом. Какое должно быть взаимодействие, четкость между службами! Электричество, водоснабжение, сортировка, ремонт вагонов и локомотивов, ремонт самих путей. Железобетонные шпалы надо менять каждые 50 лет, деревянные служат гораздо меньше. Рельсы необходимо заменять каждые 8 - 10 лет.
Вот и занимался Иван Федорович безопасностью движения по железной дороге нас с вами и грузов, как говорят, народно- хозяйственного значения.

Выросли дети, есть благоустроенная квартира, дачка помогает с запасами на зиму.
А как неустроенно, тяжело начиналась личная жизнь. Вагончик на путях на две семьи. В тамбуре буржуйка для приготовления пищи. Работа на путях тут - же. Закончили часть участка, передвинулись дальше. Отстраивалась Входная, налаживался быт. Ох, как медленно приходил в семью достаток.
Нет и не было у Ивана Федоровича забот более важных, чем заботы о детях. Он и сейчас спросил:
- Что ждет наших внуков? Времена - то непростые.
Кто успокоит, кто ответит человеку, выросшему в сиротстве.
-Приспособятся ваши внуки, Иван Федорович. А времена в России всегда были непростые. Уж вы - то знаете это по своему голодному детству, полуголодному студенчеству и жизни в вагончиках.

С большой теплотой и уважением рассказывает о вас, Иван Федорович, Антонина Ивановна Ефимова. Она долгое время была председателем первичной организации ветеранов Входная.
Знает вас по работе, знает вашу семью, соседей, сослуживцев. Считает вас большим оптимистом, добрым, порядочным человеком, очень скромным.
Мне так тоже показалось, уж очень мало вы рассказывали о себе, все больше о друзьях из детдома, своих наставниках.
Я спросила:
- Что вас удерживало на железной дороге? Заработки не ахти, какие, условия полевые.
Иван Федорович ответил:
-- Дисциплина и порядок.
Что ж, званием «железнодорожник» можно гордиться. И организация это знает, потому и дорожит каждым своим работником, не оставляет без помощи пенсионеров, заботится о детях.
Всегда на железной дороге были лучшие пионерские лагеря, дома отдыха, больницы, дома культуры. Всегда у железнодорожников были льготы, организованные выезды на ту же картошку, за нас родители- железнодорожники не платили за учебу в школе. Дачный массив Локомотив вырос один из первых.

Когда смотрю по Интернету на фотографии станции Входная, когда разговариваю с такими людьми, как Иван Федорович Лукьянов, то думаю, надо было учиться в Транспортном институте и всю жизнь работать на железной дороге. Ведь говорил мне наш сосед по даче:
- Поступай в наш Транспортный. Не пожалеешь.
А он был заместитель начальника отдела кадров Омской железной дороги.

Алевтина Вергунова.

омские ветераны, Омская область, сироты войны, Входная, наши ветераны, железная дорога, Омск

Previous post Next post
Up