Результаты пилотного исследования по Омску: о конце света и не только!

Nov 27, 2012 20:50

Как я уже писал, 29 октября "Омская телевизионная компания", "Межгосударственная корпорация развития" и "ГЭПИЦентр-2" объявили о решении провести социокультурную провокацию "21.12. Перезагрузка", в рамках которой провести опрос населения по разным, но очень важным темам.

23 ноября в библиотеке имени А.С. Пушкина состоялась рабочая встреча по развитию проекта «21.12.Перезагрузка», инициатором которого выступила телекомпания ОТК-РЕН ТВ в Омске. Во встрече приняло участие около 30 представителей творческих союзов, омской интеллигенции, СМИ и блогеров (ну в частности я и tor4annen )

Некоторые результаты опроса (в частности, об отношении омичей к строительству кремниевого завода и запрете маршрутных "Газелей") я постил тут: http://mutatorkvn.livejournal.com/146076.html

Проект «21.12. Перезагрузка» сюжетно выстроен вокруг даты окончания Календаря майя - 21 декабря 2012 года - однако, как рассказал во вступительном слове Сергей Деменский, продюсер телеканала и заместитель генерального директора Межгосударственной Корпорации Развития, тема «конца света» - это своего рода социокультурная провокация. Главная задача проекта состоит в том, чтобы включить омичей в обсуждение тем общецивилизационного характера. Около 250 омичей самого разного возраста и социального положения уже высказали свои мнения о «конце света». Среди них - ученые, предприниматели, библиотекари, политики, актеры, представители различных конфессий, школьники, пенсионеры. Пока в эфире новостных программ ОТК-РЕН ТВ в Омске вышло около 50 интервью. «Те ценности, которые есть у омичей, известны, но это ценности, которые существуют на бытовом уровне. А собственно омский культурный код считать пока так и не удалось. Мы хотели бы пропагандировать то, что реально есть в Омске и то, что делает нас жителями планеты Земля. Поэтому мы и обращаемся к творческим союзам, к интеллигенции. Мы хотим ввести Омск в мировой контекст», - пояснил Сергей Деменский цель встречи.

Ирина Соловейкина, ведущий специалист-эксперт отдела проектов ООО «ГЭПИЦентр-2», рассказала о результатах «пилотного» исследования по изучению общественного мнения омичей о «конце света», которое было проведено с 1 по 14 ноября. Обязательность такого исследования была продиктована необходимостью проверки гипотез и инструментария основного исследования. В результате «пилотного», или как его еще называют, поискового опроса, были получены мнения и оценки 1000 респондентов. Метод исследования - квартирный опрос.

На вопрос о том, считают ли омичи возможным, что 21 декабря 2012 года произойдет «конец света», 92,4 % респондентов ответили, что это невозможно; 6,4% опрошенных посчитали такой вариант событий весьма вероятным и только 1,2% затруднились с ответом. Среди тех, кто верит в «конец света», большинство составляют респонденты в возрасте от 30 до 59 лет; женщины (их практически в 2 раза больше, чем мужчин); лица с невысоким уровнем образования; разведенные и вдовые омичи; домохозяйки, пенсионеры, безработные и, как ни странно, государственные и муниципальные служащие. Последний факт красочно иллюстрирует мироощущения чиновников - их зависимость от высших сил в прямом и переносном смысле.




На вопрос: «Какой из возможных вариантов катастрофы Вы все же считаете наиболее реальным?», 21,9% респондентов ответили, что считают реальной угрозу техногенной катастрофы (развал коммуникационных инженерных сетей и сооружений); 18,4% респондентов опасаются экономического коллапса; 7,1% - массовых политических протестов; 3,4% - религиозных конфликтов; 3,3% - угрозы терроризма.



Среди наиболее опасных, в случае катастрофы, континентов назывались: Северная Америка (14,7%), Южная Америка (12,9%), Европа (10,3%). Наиболее опасным регионом в России была признана Европейская часть (1,8%), а наиболее безопасным - Западная Сибирь (0,4%). При этом 50,9% респондентов считают, что катастрофы не будет.



На вопрос: «Если Вы бы знали, когда наступит «конец света», то как бы Вы провели последний месяц, чем занимались бы?», 32, 1% опрошенных ответили «с друзьями, на вечеринках»; 26% - «в путешествиях»; 18,6% - «в семье, с родными и близкими».



Если бы завтра случилась катастрофа, то 18,5% опрошенных, в первую очередь, спасали бы оружие; 16,4% - рабочие инструменты; 11,7% - одежду; 6,8% - предметы быта первой необходимости.



На вопрос: «В случае глобальной катастрофы кого Вы считаете необходимым спасти (помимо членов своей семьи, друзей и близких) из числа российских и омских деятелей?», большинство респондентов или затруднились ответить, или ответили «никого». Единственные, кто смог вырваться из «единичности» суждений - это Олег Смолин, депутат Государственной Думы от партии КПРФ, и губернатор Омской области Виктор Назаров. Как российского политика и депутата Смолина захотели спасти 5,9% респондентов; как омского политика и депутата - 4,9% респондентов. Виктору Назарову подарили бы шанс на спасение 2,1% опрошенных.



Результаты «пилотного» опроса позволят структурировать возможные ответы и откорректировать формулировки и целесообразность вопросов основного исследования. Выборка основного исследования составит 4580 респондентов. Его результаты станут известны в декабре.

Вадим Дрягин, директор ООО «ГЭПИЦентр-2», рассказал о том, что в преддверии «конца света» опросы были проведены в 20 странах. Омичи, в отличие от остальных россиян и от жителей других государств, главной угрозой считают именно техногенные катастрофы. «Крах коммунальных сетей для нас понятнее и реальнее, чем столкновение с метеоритом. В этом смысле представление о нашем современном российском обществе, о россиянах, как о прагматичных индивидуалистах, подтверждается», - комментирует результаты исследования Вадим Дрягин.



При этом доля омичей, которые верят в «конец света» (6,4%), соответствует доли французов, которые также в этом убеждены. Но это как раз следствие того, что угроза носит общий, а не индивидуальный характер. И если французы в этом вопросе апеллируют к мнению экспертов, то омичи основываются, в большей мере, на своем личном опыте. Заметны доли тех, кто уверен, что катастрофа произойдет при их жизни, в течение года, в течение десяти лет. По словам Вадима Дрягина, на самом деле апокалиптический страх является важной составляющей нашего сознания, но он отходит на задний план, как бытовая проблема, к которой нужно готовиться.

Результаты исследования показали, что около трети омичей не признают социальные институты как инструмент развития общества. Они не хотят спасать никого, кроме своих родных и близких. «Условно говоря, мы имеем в Омске 30% горожан с ярко выраженной анархической, индивидуалистской позицией. Кстати, я думал, что будет больше, но активная гражданская часть не солидарна, не структурирована, и в общем, малочисленна», - отметил Вадим Дрягин. Единственные признаки солидарности в отношении политиков проявляются в фигуре Олега Смолина. Общепризнанных же лидеров в искусстве, науке, политике, литературе у омичей нет.

На фоне общеевропейских представлений омичи выделяются желанием спасти оружие и рабочие инструменты, то есть мы не рассчитываем на устойчивость гражданских институтов и уверены в том, что новая эпоха будет конфликтной. А, к примеру, тот же француз, напротив, уверен в том, что все социальные институты, будь то служба спасения, полиция или супермаркет сработают эффективно даже при новом мироустройстве.

В преддверии основного исследования ГЭПИЦентра-2 Вадим Дрягин обратился к общественным деятелям, СМИ, блогерам с тем, чтобы они подняли дискуссию, помогли «заставить» омичей подумать над тем, что нужно сохранить из духовных и материальных ценностей, а значит и определить свое место на Земле.

Оценки и комментарии некоторых участников встречи:

«…За технологическим коллапсом всегда в России идет социальный: «братки», бандиты, слабость государства, мародеры, распад общественной солидарности. Мы, историки, все это проходили, об этом даже страшно вспоминать. А из культурных ценностей надо спасать то, что невосполнимо. Может быть, это картины художников. Может быть, это научные открытия, технологические знания…» (Алексей Сорокин, директор Омского филиала Российского Фонда культуры).

«…Я признаюсь, что сама идея проекта «21.12. Перезагрузка» сначала вызвала у меня раздражение. С экрана не сходят различные гадалки, шаманы, предсказатели. Но почему на экране редким гостем стал инженер, ученый, писатель, который делал свое дело при всех политических режимах? Почему мы ставим во главу угла мистику, непознанное, почему не популяризируем достижения человеческого разума…» (Александр Лейфер, председатель Омского отделения Союза российских писателей).

«…А что бы я взял? Жена - понятно, дети - понятно. Взял бы знамя Иоанна и Петра Алексеевичей, которое находится в нашем историко-краеведческом музее. Во-первых, оно уникально: второй экземпляр есть только в Швеции. Во-вторых, там изображена Богородица, будет, кому молиться в случае «конца света»…» (Александр Лосунов, историк, краевед).

«…Омск вроде как выпадает из мирового контента, но вот доля омичей, которые считают, что «конец света» будет при их жизни, практически такая же, как в США - 35%. Похоже, что это серьезная мировая тенденция. Тема «конца света» для омичей - не религиозная, это что-то физическое, прикладное, что можно пощупать. Я могу назвать как минимум две даты, когда Россия, весь мир жили только этим. Первый пример - это ожидание семитысячного года от сотворения мира, когда все бросали дела и готовились к тому, что Господь покарает. Чем закончилось это ожидание? Эпохой Великих географических открытий. И ее венец - 1492 год - открытие Америки, Нового Света. Второй пример - это XVII, начало XVIII века. Раскол. Готовились к «концу света». Чем кончилось старообрядчество? Это знаменитые фамилии купцов и фабрикантов: Морозовы, Рябушинские… Это удивительная старообрядческая культура, которая умудрилась создать прагматичную, «земную» цивилизацию…» (Владимир Яшин, кандидат исторических наук).

«…На экране нет действительно очень многих авторитетных людей. При всем моем уважении к Олегу Николаевичу Смолину, я не ожидал, что у нас так выкошено это поле. Это катастрофа. Это катастрофа для молодежи. Нет авторитетов…» (Борис Коников, президент Омского Союза профессиональных археологов).

Остальные пункты опроса:

















Текст и слайды любезно предоставлены агентством ИП Ткаченко Ж.С.

Очень бы хотелось услышать мнение всех френдов, как по поводу самого опроса, так и его результатов?

Дрягин, Омская область, Деменский, апокалипсис, Рен-ТВ, ГЭПИЦентр-2, конец света, опрос, Омск

Previous post Next post
Up