17 августа - день особый. Можно сказать - переломный. Особенно после 1998.
Теоретически, о том, что рубль слишком дорог по отношению к доллару, и что эйфория населения по поводу высоких процентов по рублевым вкладам со второй половины 1997 года не имеет под собой четких экономических оснований, разумным людям было понятно уже тогда. Когда еще ничего, казалось, не предвещало...
Умные люди имели в виду два момента:
- конструкция ГКО приобрела отчетливый пирамидальный вид, и "иностранный инвестор" просто обязан был скоро закончиться;
- форвардные контракты "выпали" из поля зрения регулятора - и системообразующие банки уже явно "заигрались" на этом поле.
В результате во второй половине августа пирамида остановилась (чему способствовал сократившийся приток нефтедолларов из-за упавшей до минимума мировой цены на нефть). Курс рубля пришлось отпустить - и он резко упал. А системообразующие банки в соответствии со своими форвардными контрактами оказались обязанными выкупать у своих иностранных "игроков в ГКО" ненужные тем рубли по намного более высокому курсу, чем новый рыночный - и сделать это, не рухнув, они уже не могли. Чтобы спасти государство и его едва сформировавшуюся банковскую систему был объявлен известный "ДЕФОЛТ".
По идее, это был "дефолт ПИРАМИДЫ", но его удалось трансформировать в "дефолт коммерческих банков". Переложив потери на их клиентов.
Нынешний КРИЗИС, однако, имеет совсем другую природу и будет иметь совсем иную картину выхода из него. Несмотря на то, что есть, похоже, одна важная общая черта в "тогда" и "сейчас". И тогда, и сейчас "серьезные люди" рассматривают Россию как частный случай "портфельной инвестиции". Не более того...