YES, SIR!

Nov 05, 2010 02:05



«Перекрестный допрос» Историческиое кино: госзаказ и духовная потребность

Теги: Виталий Манский, государственный заказ, история России, В России, фильм «Адмирал», Комитет по культуре Государственной думы РФ, Андрей Кравчук, киноакадемия «Ника», государственная поддержка, российское кино, кинопрокат, Русская служба, киноиндустрия, Александр Колчак, киноискусство, Елена Зелинская, «Перекрестный допрос», Григорий Ивлиев, финансирование, Общество

Елена Зелинская
4.11.2010, 14:15


Искусство и кинематограф, в частности, формирует историческую память и самосознание нации. Как сегодня снимают исторические фильмы в России? Какую роль играет государство в современном кинопроизводстве? Какие исторические кинопроекты ждут нас в ближайшее время?

Гости программы "Перекрестный допрос"

в студии:

Григорий Петрович Ивлиев - депутат Государственной думы РФ, председатель Комитета по культуре Государственной думы РФ;

Андрей Юрьевич Кравчук - член киноакадемии "Ника", кинорежиссер, сценарист;

по телефону:

Виталий Всеволодович Манский - режиссер документального кино, продюсер.

Ведущая - Елена Зелинская.

Зелинская: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! У нас в гостях Григорий Петрович Ивлиев, председатель Комитета по культуре Государственной думы РФ. Здравствуйте!

Ивлиев: Добрый день!

Зелинская: И член киноакадемии "Ника", кинорежиссер Андрей Юрьевич Кравчук, которого, конечно, надо представлять по его самому знаменитому и популярному фильму "Адмирал". Андрей, здравствуйте!

Кравчук: Добрый день!

Зелинская: Конечно, после такого представления уже всем понятно, что речь пойдет о кино. Мы будем обсуждать тему, нужен ли кино государственный заказ, или оно должно развиваться на основании стихийного творчества?

Можно я начну не с начальника, как положено, а с создателя? Андрей, когда вы создавали "Адмирала", наверное, один из самых знаковых фильмов последнего времени, вас двигала стихия, творчество, вдохновение? Или это был холодный государственный расчет?

Кравчук: Я думаю, что без государственного финансирования современный российский кинематограф практически невозможен. Просто он не будет существовать как производственная структура, потому что кинопроизводство требует больших инвестиций. Для того чтобы он стал возвратным или прокатным, надо повышать качество (в том числе технологическое) фильмов и создать прецедент, чтобы был мейнстрим зрительских фильмов. Это то, что было в советском кинематографе, и есть в Голливуде. Но когда я работал над "Адмиралом", конечно же, мы ставили задачу рассказать об очень ярком человеке, о любви, об истории.

Зелинская: Нашу программу слушают в 22 странах мира. Я боюсь, что известный фильм "Адмирал", может быть, еще не до каждой страны дотянулся. Поэтому, Андрей, давайте хотя бы два слова скажем о герое этого фильма.

Кравчук: Герой фильма - генерал Колчак, который, если бы не проиграл Гражданскую войну, то, наверное, стал бы Героем России. Он принимал участие в открытии северных земель, в открытии Северного ледового пути, был героем Русско-японской войны в Порт-Артуре, награжден золотым оружием за храбрость. После гибели флота в Цусимском сражении он принимал участие в восстановлении российского флота. Было общество офицеров, которое занималось проектированием кораблей, размещением заказов. Когда в 1914 году началась Первая мировая война, он сразу же ушел во флот и сделал головокружительную карьеру. В сорок один год он стал командующим Черноморского флота.

Зелинская: Я вас поймаю на слове. Вы сказали: "Если бы не проиграл Гражданскую войну". То есть, поражение в этой войне означает, что он перестал быть героем? Или означает только то, что мы…

Кравчук: Мы перестали воспринимать…

Зелинская: Мы его вычеркнули из этого списка?

Кравчук: Да.

Зелинская: Не он перестал быть героем?

Кравчук: Да, в сознании большинства людей, которые выросли и сформировались за годы советской власти, Колчак был просто врагом. Более того, он не реабилитирован, хотя не было постановления суда о его виновности, потому что судебный процесс над ним не был закончен, его просто расстреляли.

После революции он возглавил Белое движение, стал Верховным правителем России в Омске, его признали все генералы, включая Деникина. Но потом он был предан союзниками (чехами), выдан большевикам в Иркутске и расстрелян.

Зелинская: Если бы он дошел по Волге до Юга и воссоединился бы там с Деникиным, наша жизнь была бы совсем другой?

Кравчук: Мы не знаем, какой.

Зелинская: Мы живем сейчас, поэтому будем обсуждать реалии этой жизни. Когда вы решили, поняли, что хотите делать этот фильм, вы пошли с этой идеей к государству? Или государство пришло к вам с этой идеей?

Кравчук: Это был проект "Первого канала", который является государственным. Плюс в создании проекта участвовало Федеральное агентство по культуре и кинематографии, но как таковой заказ никто не формулировал. При этом я понимаю, что искусство играет очень важную роль в формировании национального сознания. У Гете есть замечательная фраза: "Вы называете себя немцами, а немцами вас сделал я". Он имел в виду, что немцы с гордостью называют себя так, потому что им есть чем гордиться. У них есть великая литература, музыка, наука.

Точно так же и в нашей стране искусство является очень важной составляющей национальной гордости. И немного затертое в советские годы слово "патриотизм", мне кажется, сейчас нуждается в реабилитации. Я видел репортаж о спасении чилийских горняков, и меня потрясло, что когда люди вышли, вместе с ними стояли президент и премьер-министр, они сняли каски и запели гимн Чили. У меня это вызвало зависть, потому что люди настолько воспринимают себя частью страны, частью единого целого, что их спасение является национальным событием.

Зелинская: Даже если спасенные русские захотят спеть гимн все вместе, то они будут петь разные слова. Вот в чем дело! Как вы считаете, Григорий Петрович, действительно ли вдохновение, которое ведет художника, автора, создателя фильма или другого крупного произведения искусства, нуждается в государственном направлении, поддержке?

Ивлиев: Я и как большой начальник, и как человек, которому небезразлична судьба искусства, однозначно скажу, что государственная поддержка позволяет нам сегодня осуществить необходимую подготовку к производству любого фильма. Мы эту поддержку увеличили в трудные годы и на 2010 год и предусматриваем ее примерно в таких же объемах на 2011 и 2012 годы. Для нас это принципиально важно. Потому что один год поддержки ничего не значит для создания современной отрасли кинематографии. Должен пройти цикл, когда фильмы, поддержанные государством, выйдут на экраны и получат зрительский отклик.

Конечно же, эти государственные средства (деньги налогоплательщиков) направлены на то, чтобы и кинематографисты осознали, что они должны снимать. Осознали потребность зрителя - какого-то среднестатистического жителя какого-то региона или представителя какой-то социальной группы. Вот это и называют государственным заказом. Мы ждем от наших кинематографистов того, чтобы они осознали свою связь с нашей страной и показали, как эту связь ощущает сейчас каждый человек нашей родины. И это мы поддерживаем.

Зелинская: Григорий Петрович, подождите. У нас сейчас, действительно, хороший пример, я бы сказала, многогранный. Это фильм "Адмирал". Сегодня не вся страна, к сожалению, согласится с тем, что адмирал Колчак - это герой, человек, который совершил подвиг, на мой взгляд. Кстати говоря, как сказал другой белый генерал Келлер (послуживший прототипом булгаковского полковника Най-Турса), когда его расстреливали большевики:  "Бывают поражения, которые больше похожи на победу".

Но ведь сейчас это, согласитесь, не самая распространенная точка зрения в стране, а государство поддерживает ее. Как же быть с той частью населения, например, с теми же коммунистами, которые по-прежнему считают генерала Келлера и адмирала Колчака врагами?

Ивлиев: Колчак показал пример служения обществу. Но это не значит, что это служение было безупречным, что он не сделал политических ошибок или каких-то действий, которые отторгли его как героя от широких масс. Расстрел сибирских крестьян - это тоже дело рук Колчака. То, что показал нам в фильме Андрей, - это одна сторона жизни, и она очень важна: у человека были идеалы, которых он хотел достичь.

В фильме идет очень интересная линия, когда Колчаку предлагается возглавить те силы, которые хотели жесткими мерами ввести порядок. И, естественно, в условиях раскола общества у каждого свое видение любви к родине. В данном случае поддержали то, что было несправедливо забыто. Мы все воспитаны на том, что колчаковцы расстреливали сибирских крестьян, которые не хотели воевать. Но мы не знаем той стороны его деятельности, которую показал нам в фильме Андрей. Почему фильм популярен, почему уже больше миллиона зрителей посмотрели фильм?..

Аудиоверсия программы


Скачать
Previous post Next post
Up