Originally posted by
melamory_me at
Правила лучших CEO
Книги | Правила лучших CEO. История и принципы работы восьми руководителей успешных компаний | Уильям Торндайк Неожиданная книга. Я ее начинала читать со скепсисом - думала, что сейчас мне опять будут толкать вдохновляющие речи про Джобса, Уэлча и тому подобных. Такие книги обычно читаются как захватывающий производственный роман, но практической пользы от них мало - даже если я когда-нибудь выйду в высший менеджмент и стану СEO, я все равно не стану Джобсом. Нельзя скопировать харизматичных уникумов.
В этой книге все наоборот. Это история 8 СEO и их компаний - кроме Уоррена Баффета я до этого момента ни о ком из них даже не слышала, и Баффет в этой книге скорее исключение. Все отобранные в книгу кейсы - это истории компаний, которые на протяжении многих десятилетий (!) обгоняли по росту стоимости акций индекс S&P и конкурентов в разы (!). Отрасли самые разные - от кинотеатров до военной техники, от издания газет до производства тканей. Автор "препарирует" их истории успеха и выделяет ряд общих черт. Не черт характера (хотя это тоже есть - удивительно, но почти все герои были завзятыми интровертами-аналитиками), а стратегий поведения и развития компании, приведших их к потрясающим результатам.
Неожиданность (по крайней мере, для меня) - никто из этих СЕО вообще не занимался операционной деятельностью или маркетингом, даже на стратегическом уровне. Эта функция была полностью передана СOO (Chief Operating Officer) и директорам подразделений. СЕО же контролировал, прежде всего, привлечение и использование капитала, глобальную политику заимствований, сделки слияния-поглощения. Еще особое внимание СЕО обращали на тщательное налоговое планирование любых крупных действий компании - если можно было сделать необлагаемый обмен акциями вместо продажи или использовать накопленные в подразделении убытки против прибыли приобретаемой компании, они это эффективно делали. В кои-то веки мне профессиональные знания пригодились для чтения книги :)))))
Интересно, что все эти СЕО шли "против рынка". Многие из них не встречались с аналитиками, не гнались за принятыми тогда на Уолл-стрит показателями прибыли (предпочитая вместо них показатели денежных потоков), широко практиковали обратные выкупы акций, редко платили дивиденды, редко дробили акции и выпускали новые. И росли они одновременно вопреки и благодаря этому - автор особенно подчеркивает их умение принимать решения на основании аналитических данных, а не следуя "институциональному императиву". Проще говоря - не бегая за толпой.
В общем, книга стоящая. Это не развлекательное чтиво, зато очень практическое - не только для СЕО и тех, кто вот-вот ими станет, но и для консультантов, специалистов по фондовому рынку и корпоративным финансам, M&A-экспертов.