На днях прочитала книгу Дэна Ариели «Позитивная иррациональность. Как извлекать выгоду из своих нелогичных поступков». Очень любопытной оказалась глава, посвященная мести. В книге был описан эксперимент, цель которого состояла в том, чтобы понять, насколько глубоко в человеке кроется желание отомстить. Эксперимент был проведен группой швейцарских ученых во главе с Эрнстом Фером. Среди участников эксперимента проводилась так называемая «игра на доверие». Добровольцы делились на пары и рассаживались по разным комнатам так, что никто не догадывался, кто с кем состоит в паре. Добровольцам в одной комнате выдали по 10 долларов и попросили перевести деньги партнеру из другой комнаты либо оставить их себе. Если человек примет решение перевести деньги, то экспериментатор увеличивает сумму перевода в пять раз, в результате чего партнер получает не 10, а 50 долларов. И тогда у партнера остается выбор: либо оставить всю сумму себе, либо разделить ее «с дарителем» пополам, перечислив обратно 25 долларов. То есть обладатель 10-долларовой купюры может либо забрать ее себе, либо пойти на риск и уйти домой с 25-долларовой купюрой, либо, если риск не оправдается, остаться ни с чем. У его оппонента также есть три варианта: либо вообще остаться без денег, либо получить 50 долларов, либо оставить себе только 25.
И здесь основной вопрос в том, насколько люди готовы доверять друг другу, если понятия не имеют, с кем имеют дело. Рациональная экономика подсказывает, что никто просто так не отдаст половину от 50 долларов, в то же время как никто добровольно не поделится полученной десяткой. Но эксперимент показал, что люди склонны доверять друг другу и делиться. Большинство добровольцев поделились своими 10 долларами и получили взамен 25.
У данного эксперимента было интересное продолжение: если оппонент предпочел оставить все 50 долларов себе, его можно было наказать с помощью собственных денег. Участник-даритель мог заплатить экспериментатору любую сумму, которая лишала напарника части выигрыша из расчета 1:2. То есть если обиженный доброволец отдаст экспериментатору 25 долларов, то его напарник уйдет с пустыми руками.
И вот что интересно, оказалось, что люди готовы действовать себе в убыток, чтобы свести счеты со своим обидчиком или с тем, кто подорвал их доверие. В ходе эксперимента участники, с которыми не поделились и у которых были с собой личные 25 долларов, отдали их экспериментатору, чтобы наказать своего партнера за жадность.
Но и это не самое любопытное. Во время принятия решения мозг участников эксперимента сканировался с помощью томографии, и экспериментаторы могли наблюдать за деятельностью мозга в процессе принятия решения. Результат показал, что в этот момент активизируется часть мозга (стриатума), связанная с оценкой получаемой награды. Иными словами, решение о справедливом возмездии было связано с чувством удовольствия. Более того, выяснилось, что люди с высоким уровнем активации стриатума склонны подвергать других участников более суровому наказанию. То есть стремление к наказанию (справедливости или возмездию), невзирая на связанные с ним затраты, имеет биологические основы, и такое поведение доставляет людям удовольствие.
Но автор книги, профессор знаменитого бостонского MIT, не ограничился описанием эксперимента швейцарцев, а дополнительно провел свой. Он с коллегой нанял студента, перед которым поставил задачу раздражать людей в кафе. Студент, сидя в кафе, подходил к людям, которые заходили в одиночку и усаживались за столик с напитком. Он им предлагал участие в 5-минутном эксперименте в обмен на 5 долларов. Почти все соглашались, так как их напиток стоил дешевле. Студент вручал им по 10 листов бумаги, исписанных случайно выбранными буквами, из которых нужно было найти максимально возможное количество парных «ss» и обвести их кружочком. Через пять минут он подходил к добровольцам, собирал листы и передавал участникам пачку 1-долларовых купюр вместе с бланком, на котором было написано: «Я, такой-то, получил от такого-то 5 долларов за участие в эксперименте. Дата, подпись». Студент оставлял деньги и расписку на столе, а сам уходил, попросив участников пересчитать деньги, подписать расписку и оставить ее на столе, он забирал ее позже. Это была группа, на которой отрабатывался первый сценарий, без раздражающего воздействия.
Вторая группа, с раздражающим воздействием, видела другого экспериментатора: в середине разговора студент притворялся, что его телефон начинает вибрировать, он лез в карман, доставал его и начинал имитировать развязный разговор с приятелем на личные темы, весь разговор занимал меньше минуты. После слова «пока» студент поворачивался к добровольцам и, как ни в чем не бывало, не извинившись, продолжал общение. Далее проходило все по старой схеме.
Как и предполагалось, люди, разговор с которыми был прерван звонком, почувствовали раздражение и захотели отомстить. Когда студент оставлял людям деньги и просил их написать расписку, он оставлял не 5 долларов, а как бы «по ошибке» от 6 до 9. Целью эксперимента было понять, захотят ли люди из чувства мести нарушить социальные нормы и забрать лишние деньги. Если люди из первой группы возвращали лишние деньги в 45% случаев, то во второй группе - только в 14%. Сумма переплаты (1,2 или 4 доллара) не оказывала влияния на склонность участников закрыть глаза на ошибку. Конечно, печально, что даже в обычных условиях деньги возвращают менее половины, но показательно то, что секундного разговора по телефону достаточно, чтобы большинство участников решились на нечестный поступок.
Профессор решил продолжить эксперимент, нанял того же студента, который проделал все тоже самое, что и во втором сценарии, только после «звонка» произнес фразу: «Прошу прощения, мне не стоило отвечать на этот звонок». Извинение оказалось лучшим лекарством в этой ситуации: участники данного эксперимента возвращали деньги в той же пропорции, что и добровольцы в первой группе.
Но есть еще один способ нейтрализовать раздражение, он соответствует поговорке: «время лечит». В ходе эксперимента, чем больше проходило времени между «телефонным звонком» и расплатой, тем чаще «лишние» деньги возвращались экспериментатору.
Месть и доверие являются, по сути, оборотными сторонами одной медали. Люди склонны доверять другим, даже тем, с кем никогда не встретятся. С точки зрения рациональной экономики люди являются чересчур доверчивыми. И именно этот элемент доверия служит причиной разочарования, когда социальный контакт, основанный на доверии, разрушается. Поэтому люди готовы тратить время и деньги (иногда с риском для здоровья и жизни) чтобы наказать обидчика. Вместе с тем, люди устроены таким образом, чтобы инстинктивно поддерживать высокий уровень доверия в обществах, в которых живут, так как на этом строится другой элемент рациональной экономики - репутация.