«Тюрьма и воля»
«Я, возможно, Путина-то так и не смог принять, поскольку он умный, сильный и злой. Такой вот «злыдень».... Путину людей не жалко совсем. Есть его личные принципы, правила, которые определяют действия. Он очень похож на меня... Только мне удалось повзрослеть. Он же еще «там». Он видит лишь игру. Опасную, серьезную игру, где нет «человеков», только «фигуры», перед которыми «не стыдно», - пишет Михаил Ходорковский.
Эта книга - автобиография и биография одновременно, в ней чередуются главы, написанные Ходорковским и журналисткой Наталией Геворкян. В самом начале он признается, что скажет в этой книге только то, что можно сказать, не навредив участникам событий, которые до сих пор живут в России. Да и себе он навредить тоже не хочет. Некоторые эпизоды Ходорковский старается обойти, смягчить. По мере возможности пробелы восполняет соавтор.
Главная ценность книги в том, что это еще один документ, свидетельство из первых рук. Пора уже отойти от крайних и общих оценок событий 90-х и начать разбираться в деталях. Один из поворотных пунктов, нуждающихся в осмыслении, - залоговые аукционы. В книге представлены разные точки зрения и развеяны некоторые мифы. С разных сторон показаны действия Ходорковского и его партнеров.
Самый интересный вопрос - «за что же посадили Ходорковского?» - увы, остается без ответа. Похоже он сам его не знает. По законам византийского стиля, возобладавшего в политике Путина, все спуталось в клубок, распутать который очень трудно. Ходорковский чувствуют вину только за приватизацию, ну и, пожалуй, моральную ответственность за излишнюю жесткость, особенно в кризисные моменты, за методы конкуренции, вернее, выживания на грани допустимого. Налоги - последнее в чем он чувствовал свою уязвимость. «ЮКОС» тогда формировал 5% поступлений в бюджет, так что все цифры как и схемы оптимизации согласовывались с властями.
Что же касается личной причины Путина, той самой «эмоциональной составляющей», которая и стала истинной причиной заключения, Ходорковский продолжает гадать над ней, разбирая в книге каждую из расхожих версий. «С чего она у него возникла - загадка. Когда он решил «не жалеть патронов» - не знаю», - признается Ходорковский. Очевидно самую большую обиду он нанес президенту во время стычки на встрече с бизнесменами, когда бросил ему обвинения в том, что чиновничья коррупция вышла из берегов.
Сейчас уже понятно, что Ходорковский 1990-х и Ходорковский 2000-х - это два разных человека. Он прошел эволюцию от циничного капиталиста до ответственного предпринимателя и гражданина. Жаль, что его остановили на взлете. Сейчас ему остается только давать советы тем, кто принимает решения. К счастью, они берут их на вооружение. Собственно этим он и собирается заниматься дальше.
«Жизнь такова, что мне необходимо быть готовым ко всему. Поэтому я согласился сделать то, что сделал», - резюмирует выдающийся предприниматель и лидер Михаил Ходорковский. Он согласился написать эту книгу.
Зоя Белкина
http://www.alpinabook.ru/catalogue/505528.html