Название этой книги может породить вопросы...» - так наинается сборник статей Айн Рэнд (в
который, кстати сказать, помимо работ самой дивы входят эссе Натаниэля Брандена
- проповедника объективизма и философа-атеиста). Действительно, вопросы
возникают сразу. Ну как же так? Как быть с нетленным идеалом
сочувствующей и всепрощающей Сонечки
Мармеладовой? А как же разудалое «сам пропадай - а друга выручай»? Куда этот
всё? Сбросить с корабля современности?
Зреет, зреет внутренний протест. Не по-христиански это, в
конце концов. Но читаем дальше: «Любить - значит ценить. Человек который не
ценит сам себя, не может ценить ничего и никого другого». Разве это мысль Айн
Рэнд не продолжает логически послание святого апостола Иакова, взывающего:
«возлюби ближнего твоего, как самого себя»?
Априорное неприятие «эгоизма» кроется на семантическом
уровне. Для большинства из нас «эгоизм» - это жестокое игнорирование к
интересов и чувств ближнего. Но эгоизм по Айн Рэнд это не есть уничижение чужих
интересов; это - «забота об интересах своих собственных», что согласитесь, не одно и то же.
«Разумный эгоизм» не предполагает втаптывание в грязь и
распихивание локтями всех окружающих, по несчастью оказавшихся рядом.
Презрительное отношение к личному, живущий в нас рудиментный советизм
«общественное превыше частного» не позволяют нам быть самими собой. Мы
постоянно идём на компромиссы: выбираем будущую профессию, чтобы не
расстраивать родителей, ходим на нелюбимую работу, оправдывая это
необходимостью «кормить семью». Дальше - больше. Вообразив себя агнецом,
который изо дня в день жертвует собой ради «мира во всем мире» и благополучия
близких, мы перестаём уважать этих самых близких. «Они - слабые. Они по
определению ничего не могут без меня». И финальный аккорд альтруиста: «А
благодарность-то где?».
Книга «Добродетель эгоизма» - встряска, «вдохновляющий
пинок», если угодно. Вывернув наизнанку, раздув так называемые «прописные
истины» Айн Рэнд пытается убедить в несостоятельности этих самых истин. Убедит ли Айн Рэнд вас - не знаю. Эта книга,
на которую не может быть одного взгляда. Книга, требующая «эгоистичного
прочтения».