Бог - это прямоугольник

Dec 23, 2009 10:49

Собственно в теме - ответ на вопрос "есть ли бог?"

Наблюдая дискуссии на тему  "есть ли бог", да и что там греха таить, принимая в некоторых из них участие, понял, что проблема в понятии "бог", а не логических следствий из него.

Логика в дискуссиях на тему "есть ли бог" вообще преждевременна, если само понятие не определено, более того, нельзя говорить о боге вообще, поскольку родового понятия "бог" нет.

Я целиком на стороне тех, кто говорит что бога нет, подразумевая отсутствие какого-либо объекта подпадающего под определение. Но тем не менее, мы имеем в наличии верующих, библии, церкви и прочие вполне осязаемые предметы, наличие которых, в конечном итоге, вызвано только словом "бог". Является ли эта онтология доказательством наличия бога? Очевидно - нет. Но как тогда к этому всему относиться?

Для ответа на этот вопрос введу два определения (из Логики):

1) объемом понятия считаются все предметы, попадающие под определение (содержание) этого понятия.

Понятие может существовать, но объем его равен нулю. Причем равность объема нулю может иметь разные причины. Например, понятие "остроугольный шар" вполне существует, но объем его всегда будет равен нулю. А вот понятие "космонавт" возникло очень давно, но ненулевым его объем стал только 12 апреля 1961 года, когда Советский Союз открыл для человечества космическую эру.

Вот здесь мы уже почти подобрались к решению вопроса: бога нет, поскольку объем понятия равен нулю, но остается ещё одна "лазейка": а вдруг "он" прийдет?

А вот здесь нам поможет второе определение:

2) конструкт - это идеальное понятие, объем которого всегда равен нулю и содержание которого не изменяется со временем.

Математические объекты - это конструкты. Их ценность в том, что они сохраняют свои свойства вне зависимости от того, как изменился внешний мир. Но они не существуют в реальности - дом можно представить как параллепипед, чтобы подсчитать его объем, но в параллепипеде жить нельзя. Это существенный момент.

Мы не будем рассматривать языческих богов (a-la Олимпийский пантеон древних греков), поскольку такие боги, обладая не идеализированными атрибутами очевидным образом опровергают своё существование. Равно как всякие химеры и прочие порождения детского человеческого разума.

Но боги последних религий уже вносят сумятитцу в неокрепшие умы. Выточенные и отполированные в течение веков лучшими мыслителями понятийные конструкции уже мало поддаются прямому усмотрению и осмыслению. Более того, их исторически преподносят не как в науке: вот определение, которое базируется на уже воспитанном уровне абстрактного определения, а на уровне детского сада: "видишь окно? - это прямоугольник".

Всё это приводит к тому, что апологеты тезиса "бог есть" оперируют  "окнами", "столами", "кирпичами" и т.п., а не существом вопроса: какие атрибуты у вашего понятия "бог".

Боги современных религий, например, христианской (ортодоксальной) - это сложное идеальное понятие, т.е. конструкт. Все его атрибуты доведены до абсолюта: "всевременный", "всепространственный", "всемогущий" и т.п. Причем точное, не бытовое понимание этих бесконечностей "все-…" тоже далось не просто так, сложнее, чем понимание пределов и бесконечностей в математике. Вопросы типа "если бог всемогущ, то может ли создать камень, который не сможет поднять?" или "если бог всеприсущ, то он присутствует во мне, значит, я - бог?" - лишь демонстрация бытового понимания абсолютизации.

В общем - понятие современного бога - это конструкт. Его объем всегда будет равен нулю, так что бога - нет. Но понятие есть, история становления этого понятия есть, за сим мы и наблюдаем различные проявления оного.

PS Надеюсь понятно, что сравнивать "чей бог круче" могут только язычники и им подобные - их боги не абсолютизированы, поэтому можно устроить "соревнование" кто быстрее, сильнее, и т.п.

Сравнивать современных абсолютизированных богов можно только сравнивая набор абсолютизированных атрибутов, не обращая внимание на шелуху типа "деяния" и т.п. Атрибуты православного бога дам чуть позже, интересно было бы поглядеть на такое же для ислама и буддизма.

PSS Ну, если не чётко выразил свою мысль: причин устраивать споры по поводу "есть ли бог" просто нет. Есть конструкты "бог" (в каждой религии свой) (которые сами по себе являются достижением человеского разума, погребенные под толстым слоем мракобесия), но объекта "бог" никогда не было и не будет.

Ну и вдогонку: религиозное образование должно не вдалбливать "бог есть", а учить пользоваться конструктом "бог". Это очень сложно, кстати, многие дальше прямоугольника в применении геометрии и не поднялись.

Вот собственно обещанные атрибуты христианского понятия "бог" (взято из Экономической Газеты, автор С.П.Никаноров):

Общие свойства существа Бога

Бог не постижим и невидим. Бог явил себя людям в творении и в сверхъестественном Откровении, которое проповедовал единородный Сын Божий через Апостолов. Бог един в существе и троичен в лицах.

Бог есть Дух вечный, всеблагий, всеведущий, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный.

Природа Бога -- совершенно невещественная, непричастная ни малейшей сложности, простая.

Бог, как Дух, кроме духовной природы (субстанции) имеет ум и волю.

Бог, как Дух, беспределен во всех отношениях, иначе, всесовершенный, Он самобытен и независим, неизмерим и вездесущ, вечен и неизменен, всесилен и всемогущ, совершенен и чужд всякого недостатка.

Частные свойства существа Бога

Самобытность -- все, что имеет, имеет от самого себя.

Независимость -- в существе, в силах и в действиях определяется Сам Собою.

Неизмеримость и вездеприсутствие -- не подлежит никакому ограничению пространством и местом.

Вечность -- Он не имеет ни начала, ни конца своего бытия.

Неизменяемость -- Он всегда пребывает один и тот же.

Всемогущество -- Он обладает неограниченною силою все производить и над всем владычествовать.

Свойства ума Бога

Свойство ума Бога самого в себе -- всеведение, т.е. Он знает все и знает совершеннейшим образом.

Свойство ума Бога в отношении к его действиям -- высочайшая премудрость, т.е. совершеннейшее знание наилучших целей и наилучших средств, совершеннейшее искусство прилагать последние к первым.

Свойства воли Бога

Свойства воли Бога самой в себе -- высочайше свободная и всесвятая, т.е. чистая от всякого греха.

Свойство воли Бога в отношении ко всем тварям -- всеблагая, а по отношению к тварям разумным -- истинная и верная, поскольку открывает себя им в качестве нравственного закона, а также правосудного, поскольку воздает им по заслугам.

Единство Бога по существу

Бог есть един.

Догматы о Боге, троичном в лицах
В Боге едином по существу три Лица или Ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух.

Три лица в Боге равны между собой и единосущны.

Три лица различны по своим личным свойствам: Отец не рожден ни от кого, Сын рожден от Отца, Дух Святой исходит от Отца.

(Ипостаси нераздельны и неслиянны; рождение Сына никогда не начиналось, никогда не оканчивалось, Сын родился от Отца, но не отделился от него, Он пребывает в Отце; Бог Дух Святой вечно исходит от Отца).

Понятия

Previous post Next post
Up