8 сентября 1941 года немецкие войска замкнули кольцо, захватив город Шлиссельбург, окружение Ленинграда было завершено. На следующие 900 дней жителям Ленинграда предстояло проявить все свое мужество и героизм.
Еще до полного окружения Ленинграда начались перебои с электроснабжение. Энергетические потери были колоссальными. Еще в августе 41-го были выведены из строя все гидроэлектростанции, включая Дубровскую ГРЭС. Прекращена подача электроэнергии с Волховской ГЭС, в связи вывозом на Урал и в Среднюю Азию основного оборудования станции. Были оставлены лишь два вспомогательных агрегата, которые обеспечивали электроэнергией железнодорожный узел Волховстрой и воинские части.
Ремонт контактного провода на улице Гороховой.
Не подвозили больше и топливо для электростанции, но, несмотря на это выработка электричества осенью 1941 была увеличена. В электричестве нуждались фронты и оставшиеся в блокадном городе оборонные предприятия. Разумеется в скорее все запасы топлива были израсходованы, уже в декабре выдача электро- и теплоэнергии резко снизилась. Для жителей был установлен лимит потребления.
Источник Наступившая первая блокадная зима стала самой страшной из всех - остановились трамваи и троллейбусы, дома были обесточены и не прогревались, практически перестал работать водопровод, и все это в условиях жесточайших морозов. К тому же, в постоянном напряжении держали фашисты, они целенаправленно бомбили объекты жизнеобеспечения.
Остановившиеся троллейбусы на проспекте 25-го Октября.
Тогда же, в декабре 1941 года под руководством уполномоченного ГКО А.Н. Косыгина разработали план по прорыву энергетической блокады, без электроэнергии город был обречен.
В феврале 1942 года на Волховскую ГЭС прибыли эшелоны с оборудованием для станции, а 30 апреля был пущен в эксплуатацию первый гидроагрегат. В это же время в Ленинграде был решен вопрос по электропередаче Волхов-Ленинград. По предложению ленинградских энергетиков нужно было восстановить и частично реконструировать Волховские линии, питающие торфопредприятия во Всеволожском районе, а через Ладожское озеро проложить четыре нитки кабеля.
Схема электроснабжения. С учетом прокладки кабеля по дну Ладожского озера.
Источник.
Все условия для изготовления кабеля в блокадном Ленинграде были. В сложных условиях на заводе «СевКабель», находящемся под артобстрелом врага, где работали в основном женщины и дети, начались работы по изготовлению кабеля, названного «кабелем жизни». К началу августа 1942 года было изготовлено более 100 километров подводного кабеля.
Источник. Прокладывать кабель по дну Ладожского озера необходимо было только ночью. Близость линии фронта делала любые дневные операции опасными. Это подтвердилось при прокладке 5-ой дополнительной нитки кабеля днем 30 октября, когда после налета авиации фашистов погибли люди, а кабель и суда получили повреждения.
Отряд особого назначения «Ленэнерго».
Источник.
Инженеры-энергетики разработали собственную инновационную систему подводного монтажа прямо с самоходной баржи, так как традиционный метод укладки не годился. В сложнейших условиях кабель был проложен.
Один метр кабеля весил 58 килограмм.
Подача кабеля на монтажную платформу. Одни женщины.
Источник.
23 сентября 1942 года энергия частично восстановленной Волховской ГЭС стала поступать в осажденный город в обход линии фронта по воздушным линиям и кабелю, проложенному по дну Ладожского озера. Энергетическая блокада Ленинграда была прорвана. Официально эта дата вошла в историю, как День прорыва энергетической блокады Ленинграда.
Образец кабеля, проложенного по дну Ладожского озера.
Источник.
ps. Когда Ладога начала покрываться льдом, в дополнение к подводному кабелю энергетики построили «ледовую линию»: опорные столбы ЛЭП были вморожены в лед, а между ними натянуты провода. Электроснабжение Ленинграда улучшилось еще существеннее.
Специально для блогомарафон
1944_2014