Невежество относительно шариата как системы права - черта, почти в равной степени присущая как сторонникам ислама (образа жизни), так и его противникам. Невежество это, конечно, не стоит на месте. Если раньше единственным источником знания о шариате (исламе) было «мулла сказал», то сегодня даже далёкие от ислама люди научились требовать ссылку на аят или хадис.
Причём неважно, знают эти люди, что такое хадис, или не имеют понятия. Как правило, не найдя среди аятов и хадисов точного упоминания обсуждаемого явления, они делают вывод, что в «шариате этого нет». Такая аргументация зачастую служит «веским доводом» средневековости, полного догматизма и, соответственно, неактуальности шариата для современного человека.
Как-то известный в России адвокат Михаил Барщевский спрашивал в эфире радио «Эхо Москвы» имама одной из московских мечетей, где он может приобрести законы шариата в книжном виде. На что второй долго пытался объяснить разницу между источниками исламского закона и самим законодательством.
На самом деле, Коран и Сунна не есть исламское право как таковое. Это лишь два его основных источника, которые как содержат в себе непосредственные правовые нормы, так и программируют другие механизмы их извлечения из своих текстов. Причём установки Корана и Сунны зачастую носят общий характер, который всегда позволяет правовым шариатским инструментам учитывать современную действительность. В данной статье (в двух частях) мы коротко рассмотрим основные источники-инструменты исламского права (фикха).
Часть 1.Часть 2.