Библейский змий искушал Еву не клубникой
- Стало ли неожиданностью для вас приглашение возглавить Мега?
- Я давно хотел заниматься познавательным, просветительским телевидением. Собственно, и мой уход из «Вікон» («Вікна-Новини» на канале СТБ, - ред) во многом был связан с этим желанием. К сожалению, не все сложилось так, как хотелось бы с
департаментом документальных и публицистических программ на СТБ . По сути, был полностью сделан только один проект - фильм «Почти взрослая». Хотя он и получил «Телетриумф», хотелось большего. Так что предложение возглавить «Мега» пришлось как нельзя кстати.
- Какие задачи стоят перед вами как руководителем?
- Задача- максимум - Мега должен стать главным познавательным телеканалом страны. С разнообразным и качественным контентом.
- А более прикладная задача?
- Оптимизировать затраты и повышать долю.
- На сколько? Сейчас у канала 1,5%... До 2%?
- Ну, для нишевого канала - это совсем немаленькие цифры. Нынешняя доля Мега больше, чем, скажем, у куда более раскрученных 5-го канала и ТВі вместе взятых. А 2% до конца года - достаточно амбициозная задача.
- А кто конкуренты для Мега?
- Конкурентов у нас, по сути, нет. Не в смысле - быть не может, потому что мы такие крутые. Никто особо и не пытается с нами конкурировать - возможно, хотят посмотреть со стороны, как у нас получится. Но потребность в познавательном, образовательном, научно-популярном ТВ у аудитории есть. И поскольку она не удовлетворена, Мега стремится восполнить этот пробел на рынке.
- Успеете? Многие зрители, которые соскучились по «умному ТВ», уже бросили смотреть телевизор…
- Ну, мы попытаемся дать им шанс вернуться (улыбается). Или не уйти, если кто-то «задержался у экрана». Но это улица с двусторонним движением. Если люди хотят другого телевидения - нельзя упускать возможность удовлетворить это желание. Тем более, что сверхусилий для этого и не требуется. Просто нажать кнопку и включить Мега (смеется). Чем больше людей будут смотреть канал - тем больше у нас будет возможностей показать интересный и качественный продукт. А как еще убедить собственников СМИ, что нужно развивать познавательное телевидение?
- Большая часть зрителей отдает предпочтение шоу, развлечениям
- Во-первых, мы не тешим себя иллюзией, что можем рассчитывать на внимание большинства зрителей, мы канал нишевый, а значит - «для своих». Во-вторых, познавательное телевидение - это не «заумное» или «занудное» ТВ. Это тоже развлечение, но развлечение для ума.
- Как показывает практика, на больших каналах познавательные программы, если и появлялись, то ближе к полуночи - тогда же, когда ставят «развлечения для взрослых». И в итоге состязание с «клубничкой» они проигрывают
- Ну, искушения бывают разные (улыбается). Библейский змий, как известно, искушал Еву совсем не клубникой, а плодом «древа познания». Как бы намекая , что знание - это на самом деле высшее наслаждение… Просто не все об этом догадываются. И наша задача - раскрыть, так сказать глаза. Вернуть интерес к познанию как таковому. Если хотите - пробудить у зрителей интерес к жизни во всех ее проявлениях.
- Вы сказали, что у вас нет конкурентов. А Discovery?
- Discovery, History - это глобальные бренды. А мы ориентированы на украинского зрителя. Он может увидеть у нас и зарубежную продукцию, производства Discovery , History, BBC, но из всей их библиотеки мы выбираем и адаптируем именно те программы, которые интересны нашому зрителю. Плюс - украинский продукт. Сегодня он есть, но, разумеется, не в том объеме, которого хотелось бы.
- Каково идеальное соотношение отечественного и зарубежного продукта для Мега?
- Мы бы вообще показывали только украинский продукт. Если бы он весь был качественным, интересным, и зритель его смотрел. Но мы знаем, что в реальности такого продукта немного. Для производства конкурентоспособного контента нужны большие средства. И на сегодняшний день заполнить весь эфир отечественным продуктом невозможно. Да и не нужно. Наша задача - идти шаг за шагом, исходя из интересов зрителя. Который с удовольствием смотрит британский или русский продукт, не слишко «заморчиваясь»его происхождением.
- Русской продукции у вас действительно немало.
- У нас нет предубеждений. Русские программы наш зритель смотрит с интересом, они ему понятны и я бы даже сказал любимы. Сейчас мы, скажем, начали показывать «Намедни» с Леонидом Парфеновым - и аудитория действительно приходит на них.
- Но все же, - идеальное соотношение отечественного и зарубежного контента, с учетом возможностей канала?
- Мы бы хотели иметь хотя бы две линейки украинской продукции или об Украине в эфире. Не имея возможности сразу купить и тем более заказать большое количество, будем делать основной упор на качество.
- Чем сегодня представлен украинский контент и что может появиться в ближайшее время?
- У нас в эфире была «Забытая история». Сейчас идет «Мистическая Украина». На днях запустили
проект «Гордость Украины» - цикл фильмов о выдающихся достижениях наших соотечественников. Первый эпизод был посвящен самолетам Антонова. Следующий - украинской офтальмологии… Так уж случилось, что о достижениях украинцев зачастую лучше знают за рубежом, чем в нашей стране. Думаю, что будут еще проекты. Нам важно нащупать, какой продукт хочет видеть наша аудитория - и двигаться в этом направлении.
- Будет ли на Мега кинопоказ?
- Он и сейчас есть. Но мы стараемся показывать кино, которое дополняло бы познавательный продукт. Скажем, исторические фильмы и минисериалы. «Клеопатра», «Наполеон», «Борджиа».
- На канале будет собственное производство?
- Нет. Канал - тот, который транслирует, а не производит. Мы - покупаем или заказываем программы.
- Украинские продакшены могут удовлетворить потребность в таком продукте? Ведь они «набили руку» в первую очередь на развлекательных проектах, а не познавательных…
- Просто развлекательные проекты заказывают активнее. Но желание производитель познавательные программы - огромное. Нам нужно только разумно этим желанием распорядиться.
- А что предлагают зарубежные производители? Вы же были в этом году на MIPdoc в Каннах?
- Есть много интересных проектов. Причем не только привычных для нас производителей. География постоянно расширяется. В этом году активно продвигали свою продукцию аргентинцы, китайцы, корейцы… Не все, разумеется, походит для наших зрителей, но по меньшей мере интересно за этим наблюдать…. Как всегда много проектов под юбилейные даты - в этом году 50-летие убийства Кеннеди, в следующем - 100-летие Первой мировой. Но что показательно, ни одного фильма, посвященного Крымской войне, хотя вроде как тоже круглая дата. А ведь это было бы очень интересно и для украинских зрителей, и для украинских производителей.
- Кто аудитория канала «Мега»? Собираетесь её менять?
- Познавательные программы обычно имеют более взрослую и более мужскую аудиторию. Хотя бывают и исключения. Скажем, программы о природе и о животных женщины смотрят охотнее.
- А дети?
- Я думаю, что наши программы должны быть рассчитаны прежде всего на взрослую аудиторию. Но если продукт качественный, то его смогут смотреть и подростки, и дети. Конечно же, мы заинтересованы в расширении аудитории канала. Проблема Мега на самом деле в том, что многие просто не знают о ее существовании. Поэтому нам важно, чтобы зрители больше знали о канале как таковом. Знали о том, какой продукт они смогут увидеть у нас.
- Будут ли на Мега авторские программы?
- Я - только за. С одним условием - автор должен быть харизматичным, чтобы он мог увлечь зрителя, а сама аудитория могла воспринимать его в качестве «проводника». Недаром ведь в английском существует слово presenter. Но «авторский акцент» не может быть самоцелью. Это всего лишь инструмент. Главное - чтобы зрителю было комфортно. С автором комфортно? Замечательно!! Автор лишний?? Значит будет без автора. Для канала важно в первую очередь то, что он доносит зрителю, а каким образом - дело второстепенное.
- Каких изменений в кадровом составе канала стоит ждать с Вашим приходом?
- У меня нет привычки во что бы то ни стало менять сотрудников, которые работали до моего прихода. Так сказать «хай гірше, але інше». Лучше руководствоваться принципом: если что-то работает, лучше не ломать, а помогать, стимулировать и совершенствовать. Нельзя исключить, что кому-то не понравятся условия работы, кто-то найдет возможности для творческой реализации в другом месте, что-то может и мне не понравиться… Но я перед собой не ставлю цель провести кадровую революцию.
- Возможно, будете расширяться?
- Вряд ли. Сейчас приоритет - не расширение, а поиск лучшего контента. И промо - продвижение бренда. Мы хотим, чтобы о нас знали, чтобы нас ждали. А еще очень важно, чтобы наша целевая аудитория понимала - включая Мега, она может влиять на контент канала. Это хорошая возможность, дамы и господа (смеется). Другого шанса может и не быть.