Richard Wagner "Der fliegende Holländer" Berliner Staatsoper 22-11-15

Nov 23, 2015 14:55

Месячник имени Вагнера  закончился  для  нас     подлипным "Голландцем".






А  всё  потому, что  ставил Филипп Штёльцль . У  него  все  постановки  фильмообразны . Впрочем,   в случае с этой  оперой   , гипертрофированная   визуализация  вполне оправдана.

 Пожалуй   это  был весьма неплохой  "Голландец" , пусть не идеальный ,   но  интересный.

Оригинальная  сценография, всё  продумано ,  любовь к деталям.  Это  сразу  настраивает  на  положительное  восприятие.  Действие  происходит в огромной библиотеке   богатого  дома ,   если  судить по костюмам  - в конце девятнадцатого века.  Главным  плацдармом   является  не  столько авансцена,  сколько  висящая  на  стене  библиотеки  огромная  маринистическая  картина.  Вернее  не  картина,  а  картины.  Они  во в ремя  действия   меняются   и  оживают  .
Сента   (  назовём её Сента2 ,  она  двойник   ,живущий своей  жизнью  в  голове  у  реальной  Сенты1) в  виде  юной  книжной мечтательницы      ночью  тайком   пробирается  в библитеку,  что бы  достать  свою  любимую  книгу , ясно    про  кого .   При свете свеч   на  протяжении  всего  вступления  Сента увлеченно  читает ,  и  ,  наконец  засыпает в кресле.  И  тут... И  тут  картина  на  стене  начинает оживать.  Причаливает    Даланд  ,  его  команда  швартуется  прямо  в  библиотеке,  и  там  же  укладывается  отдохнуть.




Сента спит и видит сны.




Появляется  Голландец   чрезвычайно  эффектно . Вообще  все  эти  живые  картины  смотрятся  из зала  потрясающе.

Сента как зачарованная  наблюдает  за  ожившим   героем своих девичьих грёз  . Она   давно  готова  спасти его .







Все просыпаюся  и обнаруживают Голландца.




Конец  первого действия ,  Даланд  отчаливает,  Голландец  обещает  последовать за ним.




Первая часть  ,  в  том,  что  касается  логики сюжета  и  соотношения  музыка- действие ,  безупречна.
Чего  ,  при  всем  желании,  не  скажешь  о второй  и третьей.   Меня  не  слишком  это  напрягало  , но  не отметить  несоответствия  не  могу.

Девушки ,   поющие Spinne, spinne tausend Fädchen    ничего    не  прядут , они   убираются   в  библиотеке . Мари  - грозная гувернантка  ,  застукала Сенту  за  неподобающим  ,  пытается  отобрать  у неё   любимую  книгу  .




Сента  вырывается  и  залезает под  стол .   А  чуть  позже  из под стола  вытаскивают  уже  реальную Сенту-1 ,  которая  Камилла  Нюланд.   Сента  у Штольцля  не  просто  мечтательница ,  она  одержимая  в прямом смысле .  После   балланды   она  падает и бьётся  в   каком-то  припадке ,  прибежавший  Эрик  (  этакий бухгалтер  по найму)   оживляет  её  то ли  нашатырём ,  то ли  ещё  чем..




С  этого  момента  все   действие ,  связанное  с Сентой  начинает дублироваться  в "картине".  Там  теперь  не  морской  пейзаж  , а  та же  самая библиотека  в миниатюре.   В этой    параллельной  реальности  происходит  всё,  что  по либретто  связано  с Сентой.  Начиная  со  сна  Эрика  и заканчивая  встречей с Голландцем  . И  в  следующем  действии  тоже.
Оригинальное  решение  ,  смотрится  свежо .  Но Штольцлю  было  мало  двух  "матрёшечных "  уровней . Бог  любит  троицу !)  Когда Голландец  восклицает  Licht meiner Hoffnung, leuchte neu!  ,  появляется  третья "библиотека" в библиотеке  ,  в  которой  вместо  картины  на  стене  открытое  настежь  окно ,  темная  ночь ,  парящий стол,  улетающая куда-то  в космос  книга .  Этакое   многозначительное  многоточие.  Эффектно,  да.   Но   возникает закономерный  вопрос ,  что  же  оставляет режиссёр  "реальной" Сенте   первого  уровня?  А  именно,  той  женщине  ,  которая  поёт?:)    Для  неё  придумано  нечто ,  во  что  я ,  признаюсь ,  врубилась не сразу.    Приехавший  папаша Даланд   говорит   дочери  о   госте-  незнакомце  ,  а  сам    тащит в дом    какого-то  старикана  в  котелке. Устраивает  его  на  диван,  наливает  горячительного ,  всячески обхаживает. Сента  при этом  старается  сбежать,  но  не  тут -то  было.  Папаша  Даланд ,  по  всему  видать ,  тиран  ,  Сента  отнюдь  не  эмансипэ ,  а  старикашка  в  углу    это и  есть  её  настоящий  богатый  жених.    Сенту  насильно  выдают  замуж  за   старые деньги!     Папаша удалися ,  дряхлый  женишок  силой  напяливает  на палец Сенте  кольцо ,  и тут  она ,  вместо  того,  чтобы  убежать,  опять  начинает "слышать голоса"   и видеть сон на яву.   Чисто  технически  это  выглядит  так.  Голландец  поёт  на  втором  уровне,  коммуницируя с    Сентой-2.     Сенте-1  приходится   петь ,   тщательно  дублируя  все  движения  Сенты-2 ,  с  той  лишь  разницей ,  что   обращается она к воображаемому  собеседнику.      Ведь  Голландец  существует  исключительно  в  её  голове.   Кино,  как есть  кино!)

Третье действие -  это  свадьба Сенты-1 и старикашки.  Попойка ,  причем  первыми  упились  новобрачные.  Сента  является  с бутылкой в руках,  неоднокрантно  отхлёбывает ,  засыпает на диване.




Чуть погодя  рядом  валится   приползший  на полусогнутых     жених.   Народ  ,  между  тем ,  празднует  ,  не  смущаясь    вырубившихся  молодоженов ,  а  наоборот,   издеваясь  над  ними,  спящими.   При   этом  поют  они Sie hören nicht! Uns graust es hier!  Ну,  предположим...:)
Sie wollen nichts - was rufen wir?    Когда  разошедшиеся не на шутку  гости  начинаю  рвать  страницы  из  драгоценной  книги Сенты,  она  просыпается,  отбирает книгу и сидит с ней в обнимку .







Появившийся  Эрик (  собрался уезжать,  чемодан при нём)   обнаруживает Сенту на полу. Пеняет,  пеняет ...  Достал    Сенту  не па-деццки !    За  что  и  получает  бутылкой  по  темечку ,  два  раза. Очнувшемуся  жениху  тоже  достаётся.   Оба  падают в отключке.

А  Сента-2  в  это  время  как  раз   слушает  отповедь  Голландца ,  она  уже  добежала  до  его  корабля ,  она  уже  поняла,  что  её  ждёт.  Из  трюма  к  ней  тянутся   руки   .  Там  ,  как  в запретной комнате Синей  Бороды,   местохранилище   прежних  неверных  жен.
В финале  Сента 2 поджигает  факелом корабль  и они с Голландцем, обнявшись   уходят в небытие.
 А  Сенте-1  так  легко  не  отделаться.  Ей  приходится  сначала  резать   себе  вены,  но  тут  подоспели  очухавшийся Эрик и Мари,  отобрали острое.  Но  наша  Сента  целеустремлённая !  Разбивает   бокал  и  режет  сонную  артерию.  Финита.

Вот  такое  штольцлевское  кино.   Посмотрела  с   любопытством ,  но  претензии,  таки   имею. " Принцип   матрёшки " вещь ,  конечно ,  сценически   яркая ,  но  имеет  и  оборотную  сторону.     Голландцу  ,  да  и  мужскому  хору ,  два действия кряду  приходилось  петь  из глубины сцены  ,  находясь  на  весьмы небольшом пространстве  ,  которое  к  тому  же  было  много  чем  уставлено.   Не  скажу ,  что    это  хорошо  для  качества  звучания. Некоторая  приглушенность  звука  лично  мне  мешала  насладиться  весьма  недурно исполненными  хоровыми  номерами.
 Теперь   несколько  слов про муз часть.  Не  сказать,  что дирижеру Пошнеру удалось  меня  полностью  убедить  своей  трактовкой .  Но  вступление  было  сыграно  прекрасно . Романтизм,  драматизм ,  всё  было .  Но  балладу  Сенты  я  ещё  никогда  не  слыхала  в  таком  заторможенном  темпе,  да и  самому  Голланедцу  в  этом  смысле  доставалось .  А  в  остальном  -  вполне

. Anja Schlosser - Мари  не показалась  мне  хоть сколько  интересной вокально.  Середнячок.
Joel Prieto -  годный,  звонкий  рулевой.
Про вчерашнего Эрика  стоит  сказать  особо .  Andreas Schager нынче  считается  восходящей  звездой  с  байройтским  прицелом.  Кто  видел-слышал    черняковского "Парсифаля"  ,  тот   знаком   с этим  певцом.  И  если  после  "Парса "  у меня  не  получилось  составить  определенное  мнение   Шагере,  то  давеча  очень  даже.
Шагер  обладатель   прекрасного  голоса .  Голос  большой,  красиво  окрашеный,  сильный. Все  предпосылки  для  правильного  хельдентенора  налицо.  И  техника  вроде  есть ,  но   ...     такое  ощущение ,  что  сам  певец  не  очень  понимает  как  управлять   собственным  голосом.  Выходит  он  Эриком  и  начинает  очень  громко  и  напористо  петь  а-ля  Зигмунд ,  призывающий  Вэльзе. При этом никаких  полутонов,  сплошной  стенобит.  А  романтика  хде,  а  любофф,  а  отчаяние?  Ну ни капли   же  лиризма !  Минус!  Учиться! А  так ,  парень,  конечно,  с  потенциалом  ого-го.
  Боязно  теперь ,  а  как  он  мне  "Риенци"  проорёт!? )

Абсолютно  безупречным вокально вчера  был  только  один  исполнитель  и  имя  ему Peter Rose аки Даланд.  Я  его   Оксом  привыкла  слушать,  а  ведь  Даландом  он  ничуть не хуже.   Браво!

Голландец - Michael Volle. тут  неоднозначно .  Он  ,  безусловно ,  выдающийся  артист,  настоящий  бюнентир как  говорят  немцы. Образ Голландца  создал  до  дрожи  пронзительный ,страстный  .  Сценически  это  лучший  Голландец  из  всех,  что  я  видела.  А  вот  вокально... Мне  кажется,  что  эта  партия  не совсем  для  его  голоса, не  в  смысле  техники,  с  ней  всё  в  полном  порядке,  а  в смысле  тесситуры, тебра  и  т.д.  Легковат  его  голос   для Голландца .  А  в  остальном  хорош ,  слов  нет.
Осталось  упомянуть Сенту - Camilla Nylund.  Сразу  скажу ,  я  к  ней  неравнодушна.  Она  подкупает  своей необыкновенной  артистичностью  .  И это  если  не  говорить о  вокале. Камилла   сейчас  в  прекрасной    форме,   в  вагнеровском  репертуаре    она  абсолютно  на  месте.  Сента  получилсь   незабываемая.  Все  ,  кто  видел  Нюланд   "в деле"  представляют  насколько   ярко  она  умеет  подавать  своих  героинь.  Вокально  тоже  порадовала.  Придираться  не  могу,  да и не к чему особо.    А уж  за  такое  пиано ,  как  у  неё ,  просто   расцеловать  хочется.  Кудесница!
  Фотки с поклонов   опять  слепые ,  пардоньте.




Итоги.

Дирижер            4-
Оркестр             4
Режиссура         4
Сценография    5
Вокал                 4
Публика              5

Трейлер .

image Click to view



Берлин, оперное, Вагнер

Previous post Next post
Up