У Винчи до вчерашнего дня я слышала только одну оперу „Artaserse“ . В нынешней постановке (мировая премьера!) всё было исполнено как доктор Папа завещал. А именно, все партии , в том числе и две женские, исполнялись мужчинами . Четыре контртенора и два тенора. Мне по душе такой концепт! В этой попытке приближения к истокам есть нечто гурманское , а я , таки , знатный гурмэ .))
Постановка осуществлена компанией Parnassus Arts Productions совместно с Château de Versailles Spectacles. Я думаю там же , в Версале будет сделано видео. Но премьера состоялась на фестивале в Висбадене . Успех был ошеломляющий .
Musikalische Leitung Riccardo Minasi
Inszenierung Jakob Peters-Messer
Bühne, Kostüme Markus Meyer
Licht David Debrinay
Video Etienne Guiol
Orchester: Il Pomo d’Oro
Cesare: Franco Fagioli
Catone:Juan Sancho
ArbaceMax Emanuel Cencic
Marzia: Ray Chenez
Fulvio: Martin Mitterrutzner
Emilia: Vince Yi
О чем опера? Она о противостоянии известного римского республиканца Котона с Юлием , нашим, Цезарем. Котон , известный оратор, философ и политический деятель, знаменитый своей неподкупностью и справедливостью. Являясь стороником погибшего Помпея и идейным противником Цезаря , он не желал идти ни на какие компромиссы . Покончил с собой , но не покорился. В либретто вся эта историческая канва , естественно, обрастает любовными многоугольниками, а иначе о чем же петь? )) У Катона есть дочь Марция , которая является давней тайной возлюбленной Цезаря. Папаня об этом, ясное дело понятия не имеет и желает выдать её за своего союзника, принца Нумидии Абрака ( он же Юба ). Марция разрывается между чувстом долга и любовью . Абрак , в свою очередь, её любит , страдает и ждёт. Эмилия ( она же Корнелия, вдова Помпея) , имеет свои счеты с Цезарем и хочет заманить его в ловушку , чтобы поквитаться . Для этого она влюбляет в себя Фулвио , ближайшего соратника Цезаря. Тот принимает всё за чистую монету и идёт на поводу. Цезарь упорно уговаривает Катона принять мировую и в знак своего особого расположения даже просит руки его дочери Марции. Тут начинаются всяческие любовные и околополитические заморочки , которые заканчиваются только с добровольно- показательной смертью Катона . Цезарь победил войска принца нумидийского , но ему самому милостиво дарует жизнь и даже обещанную Катоном Марцию. Абрак, впрочем , впечатлён благородством Цезаря и зная уже , что Марция любит не его, отказывается от её руки в пользу Цезаря. Марция счастлива. Эмилия смиряет гнев на милость. Заканчивается опера возложением на голову Цезаря лаврового венка победителя.
Постановка мне понравилась чрезвычайно. Сцена оформлена в графически монохромной черно-белой гамме, но не ярко-контрастной, а приглушенно- тёплой. На этом фоне самым эффектным был костюм Цезаря , стилизованный под Короля-Солнце . У Абрака это белые одежды и яркими перьями на одном плече . У Марции черно-белое эффектное платье с кринолином. Её отец , стоик и философ закован в узкий тоже черно-белый костюм а-ля испанский грант. Разъярённая , жаждущая мести Эмилия выступает в "агрессивно-воинственном" платье с высоким воротником из перьев . Вообще все костюмы отсылают нас во времена написания оперы , а именно в начало 18 века. Это стилизация конечно , но удачная и очень подходящая к музыке . Костюмы весьма точно характеризуют каждого из персонажей. Респект дизайнеру и сценографу в лице Markus Meyer , поработал прекрасно . Любовь к деталям , отсутствие избыточности , но при этом выразительность. Всё как я люблю. Режиссеру Jakob Peters-Messer удалось cоздать на сцене изысканно-тонкое , пленяющее действо , сделав акцент на маньеризм и мягкую экстравагантность. Своеобразная характерная " хореография" персонажей , их эффектные позы , их мимика - всё как нельзя лучше способствовует погружению в эпоху . Браво!
Кстати, оказалось, что этот же режиссер ставил "Васко да Гама" В Хемнице. Помню , та постановка мне тоже понравилась , хоть и сделана была совершенно в другом ключе . Короче, запомню этого режиссёра , хороший он и со вкусом .)
Исполнение.
Во-первых, помидорный оркестр Il Pomo d’Oro и его руководитель Riccardo Minasi оставляют прекрасное впечатление. Очень подкупает , когда оркестранты вместе со своим харизматиком-дирижером находятся на одной волне. Кайф , который они испытывают от музицирования , прямиком передаётся публике . Это очень приятно . Кстати , не припомню, чтобы дирижер ,он же первая скрипка , так виртуозно управлялся с обеими своими обязанностями одновременно . Это было что-то!))
Человек - ртуть ! )
Вот кусочек видео репетиционного периода к записи диска .
Click to view
Солисты ...А что про них говорить. Только одно слово и есть - БЛЕСТЯЩЕ!
Впрочем, пройдусь чуточку. Начну с теноров.
Juan Sancho - Катон . Поначалу его голос звучал несколько картонно и плосковато , колоратурил тоже средне , но уже ко второму акту раскрылся полностью и , таки , абсолютно убедил.
Martin Mitterrutzner - Фулвио . Никаких "но". Прекрасный молодой тенор , я его ещё по дону Оттавио во Франкфурте запомнила. Подвижность голоса , дыхание, тембр - всё замечательно. Жаль только , партия у него небольшая , всего одна , но зато очень красивая ария.
Предусмотренный вначале Валер Сабадус заболел, и за две недели до премьеры в постановку "впрыгнул" молодой и весьма многообещающий контртенор из Канады Ray Chenez. Честно скажу, он мне больше Сабадуса понравился. Техничен , голос сильный ( да, да!) , симпатичный , артистичный. Прекрасная Марция из него вышла. Ни минуты не сомневаешься, что перед тобой woman in love . Только хорошее могу сказать про американского корейца Vince Yi аки Эмилия. Голосище непривычно большой для контры , вот реально большой ! Красивый , своеобразный тембр , техника, дыхание, всё на месте. А уж в образ фуриозной вдовы Помпея вжился так, что глаз не оторвать. Молодец.
Переходя к самым звёздным певцам , начну с Max Emanuel Cencic , который давеча блистал и вокально , и артистически . Он меня всегда подкупает каким-то соим особым интеллигентным подходом к исполнению. Браво!
Ну, а безусловной звездой всех звёзд, настоящим Королём-Солнце предсказуемо стал исполнитель партии Цезаря Franco Fagioli . Ах! Что он вытворял на сцене , это совершенно не передать словами. Начнём с того, что его партия самая объёмная 8 ( или даже 9 , я сбилась со счета уже ) длиннющих сложнейших арий . Как он с ними справился! ОБАЛДЕТЬ! Техника на грани фантастики , длинющее дыхание , артистичность ! Это был полный и неописуемый восторг.
Надо сказать, что публика , набившая зал до отказа, была явно барокковедной и барокколюбной. Всех певцов благодарили за каждую арию именно так и именно в той степени, которую их исполнение заслуживало. Начиная от вежливых ( вначале) алодисментов Санчо , и заканчивая восторженным рёвом для Фаджоли. Ему даже приходилось выскакивать из-за кулис и кланяться посредине спектакля, иначе энтузиазм публики было не остановить.)) Впрочем, всех остальных певцов тоже очень хорошо принимали и дланей своих не жалели. Такой сумасшедшей барочной публики я ещё , пожалуй, не видела нигде.
После окончания овациям не было предела . Постановочную команду встретили с восторгом, про дирижера и оркестр я уже и не говорю . Ну и для певцов вчера выдался особо приятный вечер ))) Такой приём публики , такой оглушающий в прямом смысле успех это именно то , о чем мечтает любой артист. Слушатели , не смотря на полночь, расходиться явно не желали, артистам пришлось в конце-концов извиняющие жесты делать , типа , устали мы , да и отпраздновать надо, отпустите нас пожалуйста , милые зрители! ))
Вот такая замечательная случилась премьера. Я чертовски рада, что довелось.)
Всем , кто желает и имеет возможность настоятельно рекомендую посетить следующие представления этого спектакля.
16, 19, 21 июня в Версале . Там же, уверена, запишут и видео . Кроме того будет по одному предствлению в Бухаресте и в Вене ( концертное).
Кстати, диск с записью только что вышел. Выглядит так.
Ну и немного фото ( из фэйсбука и с сайта театра)
Репетиционный период.
"Марция" распевается
Цезарь в обнимку с Катоном
Эмилия , Абрак , Цезарь и Катон, рабочий момент.
А вот это уже со спектакля.
Мыслитель и стратег Катон
Катон , последний из римских магикан, практически динозавр.
Обещает дочь "взамуж" верному союзнику Абраку .
А вот и Марциа собственой персоной , практически вьёт верёвки из жениха.
Неистовая Эмилия тут как тут. Замышляет месть , глаз на Фулвио положила. А он и рад.
Марция и её тайный возлюбленный , он же Цезарь
Цезарь вовсю пытается подмять под себя Катона
Предложение руки и сердца Марции не слишком удалось
Она с другим обручена, хотя, ваще-то, неверна.
Папаня дико рассвирепев и расстроившись, душит дочурку, вернее пытается её придушить. Два раза.
Сначала так
А потом с помощью фаты.
Оба раза неудачно . Люди добрые ( и бывший жених первый) этого не допустили.
Команда .
Несколько собственных фото.
Театр в Висбадене восхитителен, но стоит отдельного разговора.
Сцена
Поклоны.