Leonardo Vinci " Il Catone in Utica" Висбаден 30.05.2015

Jun 01, 2015 14:01



У Винчи до вчерашнего дня я слышала только одну оперу „Artaserse“ . В нынешней постановке (мировая  премьера!)  всё было исполнено как доктор Папа завещал. А именно, все партии , в том числе и две женские, исполнялись  мужчинами .   Четыре контртенора и два тенора.   Мне по душе  такой концепт!    В  этой  попытке  приближения к  истокам    есть нечто  гурманское ,  а  я ,  таки ,    знатный  гурмэ .))

 Постановка    осуществлена  компанией Parnassus Arts Productions    совместно  с  Château de Versailles Spectacles.  Я  думаю    там  же ,  в  Версале  будет  сделано видео. Но  премьера  состоялась   на  фестивале  в Висбадене .    Успех  был  ошеломляющий .

Musikalische Leitung   Riccardo Minasi
Inszenierung    Jakob Peters-Messer
Bühne, Kostüme Markus Meyer
Licht  David Debrinay
Video  Etienne Guiol

Orchester: Il Pomo d’Oro

Cesare: Franco Fagioli
Catone:Juan Sancho
ArbaceMax Emanuel Cencic
Marzia: Ray Chenez
Fulvio: Martin Mitterrutzner
Emilia: Vince Yi

О  чем  опера?  Она  о    противостоянии  известного  римского  республиканца Котона  с Юлием ,  нашим, Цезарем.  Котон ,  известный  оратор, философ  и политический  деятель,  знаменитый  своей неподкупностью  и  справедливостью.  Являясь   стороником  погибшего Помпея  и  идейным  противником Цезаря  ,  он  не  желал  идти   ни  на  какие  компромиссы  .   Покончил  с  собой ,  но  не  покорился.   В либретто  вся эта  историческая  канва  ,  естественно,  обрастает   любовными    многоугольниками,  а  иначе  о чем  же   петь? ))  У Катона  есть  дочь Марция , которая  является  давней  тайной  возлюбленной  Цезаря.    Папаня  об  этом,  ясное  дело    понятия  не  имеет  и  желает выдать  её   за  своего  союзника,  принца Нумидии  Абрака (  он  же  Юба ). Марция  разрывается  между  чувстом  долга  и  любовью  . Абрак , в  свою  очередь,   её  любит ,  страдает  и  ждёт.    Эмилия (  она  же  Корнелия, вдова Помпея) ,    имеет свои  счеты с Цезарем  и  хочет   заманить  его  в  ловушку  , чтобы  поквитаться  .  Для  этого она  влюбляет  в  себя  Фулвио , ближайшего  соратника  Цезаря. Тот  принимает  всё  за  чистую монету и  идёт  на  поводу.    Цезарь  упорно  уговаривает  Катона  принять  мировую  и  в  знак  своего  особого  расположения  даже  просит  руки  его  дочери Марции.  Тут  начинаются  всяческие  любовные  и околополитические  заморочки ,  которые  заканчиваются  только  с  добровольно- показательной   смертью Катона .   Цезарь  победил  войска  принца  нумидийского  , но  ему  самому  милостиво  дарует  жизнь  и  даже    обещанную  Катоном  Марцию.    Абрак,  впрочем ,  впечатлён  благородством  Цезаря и  зная уже  ,  что  Марция  любит  не  его,  отказывается  от  её  руки  в  пользу Цезаря.  Марция  счастлива.  Эмилия  смиряет  гнев  на  милость.   Заканчивается  опера возложением  на  голову Цезаря   лаврового  венка  победителя.

Постановка мне  понравилась  чрезвычайно. Сцена  оформлена  в  графически  монохромной черно-белой  гамме,  но  не  ярко-контрастной,  а  приглушенно- тёплой.  На  этом  фоне  самым  эффектным  был  костюм  Цезаря ,  стилизованный  под  Короля-Солнце . У Абрака  это  белые  одежды и  яркими  перьями  на  одном  плече  .  У Марции  черно-белое  эффектное  платье  с кринолином.  Её  отец ,  стоик  и  философ  закован  в  узкий  тоже  черно-белый  костюм а-ля  испанский  грант.  Разъярённая , жаждущая  мести  Эмилия   выступает в   "агрессивно-воинственном"  платье  с  высоким воротником из  перьев .  Вообще  все  костюмы   отсылают  нас  во  времена  написания  оперы ,  а  именно  в  начало 18 века. Это  стилизация  конечно ,  но  удачная  и  очень  подходящая  к  музыке .    Костюмы  весьма  точно  характеризуют  каждого  из  персонажей.   Респект  дизайнеру и сценографу  в лице Markus Meyer ,  поработал  прекрасно  .  Любовь  к  деталям ,  отсутствие  избыточности  ,  но  при  этом   выразительность.  Всё  как  я люблю.   Режиссеру   Jakob Peters-Messer удалось  cоздать  на  сцене  изысканно-тонкое ,  пленяющее  действо ,  сделав  акцент   на  маньеризм  и   мягкую   экстравагантность.  Своеобразная   характерная  " хореография"   персонажей ,  их  эффектные  позы ,  их  мимика   -  всё   как  нельзя  лучше  способствовует  погружению  в эпоху . Браво!
 Кстати, оказалось,  что  этот же  режиссер  ставил "Васко да Гама" В Хемнице.   Помню ,  та  постановка  мне  тоже  понравилась , хоть    и   сделана  была    совершенно  в  другом  ключе  .  Короче,  запомню этого  режиссёра ,  хороший  он  и  со  вкусом .)

Исполнение.

Во-первых,  помидорный оркестр   Il Pomo d’Oro   и  его   руководитель Riccardo Minasi оставляют   прекрасное  впечатление.  Очень  подкупает ,  когда  оркестранты  вместе  со своим   харизматиком-дирижером  находятся  на  одной  волне.    Кайф ,  который  они  испытывают  от  музицирования , прямиком   передаётся  публике . Это  очень приятно .   Кстати , не  припомню,  чтобы  дирижер  ,он  же  первая  скрипка , так  виртуозно управлялся   с  обеими  своими обязанностями  одновременно .  Это  было  что-то!))
Человек - ртуть ! )

Вот  кусочек  видео  репетиционного  периода к  записи диска .

image Click to view



Солисты ...А  что  про  них  говорить. Только  одно  слово  и  есть -    БЛЕСТЯЩЕ!

Впрочем, пройдусь  чуточку.  Начну  с  теноров.

Juan Sancho  - Катон . Поначалу  его  голос  звучал  несколько  картонно  и  плосковато ,    колоратурил   тоже   средне ,   но  уже  ко  второму  акту    раскрылся  полностью и  , таки ,   абсолютно убедил.

Martin Mitterrutzner - Фулвио .  Никаких  "но". Прекрасный  молодой  тенор , я  его  ещё  по  дону Оттавио  во Франкфурте  запомнила.  Подвижность  голоса ,  дыхание,  тембр  -  всё замечательно.  Жаль  только , партия  у  него  небольшая ,  всего  одна , но зато  очень  красивая  ария.

Предусмотренный  вначале Валер Сабадус  заболел,  и  за  две  недели  до  премьеры  в  постановку  "впрыгнул"  молодой и весьма   многообещающий  контртенор  из Канады Ray Chenez.  Честно  скажу,  он  мне  больше Сабадуса  понравился. Техничен ,  голос  сильный ( да, да!)  , симпатичный ,  артистичный. Прекрасная  Марция  из  него  вышла.  Ни  минуты  не  сомневаешься,  что  перед  тобой  woman in love .  Только  хорошее   могу  сказать  про  американского корейца  Vince Yi аки  Эмилия.  Голосище  непривычно  большой  для  контры ,  вот  реально  большой !  Красивый ,  своеобразный  тембр ,  техника,  дыхание,  всё    на  месте.  А  уж  в  образ  фуриозной  вдовы  Помпея  вжился  так,  что  глаз  не  оторвать.  Молодец.
 Переходя  к самым  звёздным  певцам ,  начну   с Max Emanuel Cencic  ,  который   давеча   блистал и   вокально , и  артистически .  Он  меня  всегда   подкупает    каким-то  соим   особым  интеллигентным  подходом  к  исполнению. Браво!
Ну,  а  безусловной звездой всех звёзд, настоящим  Королём-Солнце    предсказуемо  стал  исполнитель  партии Цезаря   Franco Fagioli .  Ах!  Что  он  вытворял  на  сцене ,  это  совершенно  не  передать  словами.   Начнём  с  того,  что  его  партия самая  объёмная    8 (  или  даже  9 ,  я  сбилась  со  счета уже  )   длиннющих   сложнейших  арий .  Как он  с  ними  справился!  ОБАЛДЕТЬ! Техника  на  грани  фантастики , длинющее  дыхание  ,  артистичность !   Это был  полный  и  неописуемый  восторг.
Надо  сказать,  что  публика  , набившая  зал до  отказа,    была  явно барокковедной и барокколюбной.  Всех  певцов   благодарили  за  каждую  арию  именно  так  и  именно  в  той  степени, которую  их исполнение  заслуживало.   Начиная  от  вежливых  ( вначале)  алодисментов  Санчо ,  и  заканчивая восторженным  рёвом  для Фаджоли. Ему  даже  приходилось  выскакивать из-за  кулис  и  кланяться  посредине  спектакля,  иначе  энтузиазм  публики  было  не  остановить.)) Впрочем,  всех  остальных  певцов  тоже  очень хорошо  принимали   и   дланей  своих  не  жалели.   Такой  сумасшедшей  барочной  публики  я  ещё ,  пожалуй,   не  видела нигде.
После  окончания  овациям  не  было  предела . Постановочную  команду  встретили  с  восторгом,  про  дирижера  и оркестр  я  уже  и  не  говорю .  Ну  и  для  певцов  вчера  выдался   особо  приятный  вечер  )))    Такой    приём  публики ,  такой оглушающий  в  прямом  смысле  успех    это  именно   то  , о  чем  мечтает  любой   артист.   Слушатели ,  не  смотря  на  полночь,  расходиться явно  не желали,  артистам  пришлось в  конце-концов    извиняющие   жесты    делать ,  типа ,   устали  мы ,  да  и  отпраздновать  надо,  отпустите  нас  пожалуйста ,  милые  зрители! ))

Вот  такая  замечательная   случилась  премьера. Я  чертовски  рада,  что  довелось.)

Всем  , кто  желает  и  имеет  возможность  настоятельно  рекомендую  посетить  следующие представления  этого  спектакля.
16, 19, 21  июня  в  Версале .  Там же,  уверена,     запишут и   видео .  Кроме  того  будет по  одному  предствлению в Бухаресте  и  в  Вене (  концертное).

Кстати, диск  с  записью  только  что  вышел. Выглядит  так.



Ну  и  немного  фото (  из  фэйсбука  и  с сайта  театра)

Репетиционный  период.



"Марция" распевается



Цезарь в обнимку с Катоном



Эмилия , Абрак , Цезарь и Катон, рабочий момент.



А вот это уже со спектакля.

Мыслитель и стратег Катон



Катон , последний из римских магикан, практически динозавр.



Обещает дочь "взамуж" верному союзнику Абраку .



А вот и Марциа собственой персоной , практически вьёт верёвки из жениха.





Неистовая Эмилия тут как тут.  Замышляет  месть , глаз на Фулвио  положила. А он  и  рад.







Марция и её тайный возлюбленный , он же Цезарь







Цезарь вовсю пытается подмять под себя Катона


Предложение руки и сердца Марции не  слишком  удалось





Она с другим обручена, хотя, ваще-то, неверна.
Папаня дико рассвирепев и расстроившись, душит дочурку, вернее пытается её придушить. Два раза.
Сначала так



А потом с помощью фаты.


Оба раза неудачно . Люди добрые ( и бывший жених первый) этого не допустили.

Команда .





Несколько собственных фото.

Театр в Висбадене восхитителен, но  стоит отдельного разговора.



Сцена







Поклоны.







Висбаден, барокко

Previous post Next post
Up