Посетила , наконец , славный вагнеролюбивый город Дессау , его ещё называют северным Байройтом . А всё потому , что там холят вагнерианство уже больше 120 лет. Ещё Козима весьма хвалебно высказывалась на этот счет. А нынче у них, к слову, 217 сезон .
Эта постановка "Гибели богов " была сделана в предверии юбилея Вагнера в 2012 году и имела оглушительный успех . Резонанс в прессе был огромный , и это при том , что в том году Вагнер ставился везде, куда ни глянь . Но маленький -удаленький город Дессау наделал , таки , шуму . Критики в один голос пели дифирамбы , я это ещё тогда для себя отметила и решила когда-нибудь съездить. Эх! Надо было не ждать три года, вот !)
Описать постановку трудно , потому, что её надо видеть. Там такой сплав музыкального , визуального и интеллектуального , что никакими словами не расскажешь. Поэтому буду кратка . Это одна из самых гармоничнейших постановок , которые я видела в свое жизни. А может даже самая-самая. Вот такого 100% совпадания с собственным вкусом я даже не могу припомнить. Обычно всегда есть маленькое "но " , всегда что-нибудь , да "царапает" восприятие. Вчера же мне показали идеал оперного спектакля . Незабываемо!
Каст
Musikalische Leitung Antony Hermus
Inszenierung André Bücker
Bühne Jan Steigert
Kostüme Suse Tobisch
Chor Helmut Sonne
Dramaturgie Felix Losert / Sophie Walz
Video Frank Vetter / Michael Ott
Siegfried Jürgen Müller
Gunther Ulf Paulsen
Hagen Stephan Klemm
Alberich Nico Wouterse
Brünnhilde KS Iordanka Derilova
Gutrune Angelina Ruzzafante
Waltraute / 1. Norn / Floßhilde Rita Kapfhammer
2. Norn / Wellgunde Anne Weinkauf
3. Norn / Woglinde Cornelia Marschall
Anhaltische Philharmonie
Opernchor des Anhaltischen Theaters
Сначала про муз.часть. Когда я ехала в Дессау , то единственной мыслью было- хоть бы не разочароваться ! Не в постановке , тут я приблизительно представляла, что увижу. А вот как там оркестр, как Зигфрид и Брунгильда ? Ой ребяты! Только и остаётся , что воспеть очередной дифирамб немецкому оперному театру как явлению. Это было потрясающе хорошо! Оркестр, дирижер , хор - великолепно! Уровень высочайший . Ярко , тонко , слаженно .Ни одного косяка , сплошое вагнероблаженство. Браво! Antony Hermus - это имя стоит запомнить ! Какого черта "под липами" Вагнера мучает вечносонный Баренбойм , когда в ста километрах южнее есть такой отличный молодой маэстро? Восклицания риторические , но , уж простите , меня "несёт" ))
И что ещё удивительнее - вокал у всех без исключения солистов был отличный. Все певцы были незнакомы, кроме исполнителя партии Зигфрида Юргена Мюллера . Его я лет пять назад слышала в Дрездене в "Саломее" и крепко запомнила , потому, что очень понравился. Вчера он был просто великолепен. Я никогда ещё живьём не слыхала такого отличного Зигфрида. Голосище у него красивый, сильный , "правильный " . Супер! Брунгильда - местная камерзингерин болгарского происхождения Иорданка Дерилова . На счет неё у меня были самые большие опасения , но как оказалось , совершенно напрасные. Первые несколько минут она чуток глуховато звучала, и я уж решила, что голос тут небольшой, но потом" она каааак вышла, каааак запела, высокодраматически, без всяких "но"! Голос весьма приятен по всему диапазону, что для Брунгильды особо важно , без рези на верхах , гармоничный , сильный. Единственное , к концу третьего действия она немного устала , пару нот взвизгнула , но я это охотно прощаю , потому, что результат в целом отличный. Да и мой любимый "вороний" финал спела хорошо, брава!
Хаген, Гунтер и Гутруне - х-о-р-о-р-ш-и !
Не перестаю удивляться тому , какие замечательные музыканты и певцы работают в немецкой " оперной провинции". Я даже больше скажу , такому качеству исполнения позавидуют многие , если не большинство "звёзднообильных" и "престижных" оперных мест .
Парадоксальность ещё вот в чем. Я ( в очередной раз ) не понимаю , почему спектакли такого сногсшибательного постановочного уровня не идут в Берлине , Мюнхене и далее везде ? Почему на столичных сценах господствуют или серость, или затхлость ? Почему по-настоящему интересное , свежее чаще встретишь в провинции , но из провинции оно не идёт никуда ?! Хотя , как по мне , это уровень , достойный самых лучших и самых знаменитых оперных домов.
Ладно, заканчиваю стонать.
О постановке.
Режиссер ( он же интендант) André Bücker и его команда задумали в своём "Ринге" сплести воедино два мифа , вагнерианский и миф , почти сотню лет неразрывно связанный с городом Дессау. Речь о знаменитом на весь мир стиле " Bauhaus ". В результате получилось действо , которое смотришь , затаив дыхание от восторга. Я не шучу! У меня как отвисла челюсть уже с первых минут , да так и провисела все 4.15 чистого времени. Абсолютно безупречная в стилистическом плане работа . Чудо!
Если вы , так же как я , любите авангард 20-х годов , если любимые залы , например в Русском музее , это Малевич &Co , то эта постановка для вас! Футуристично , даже я бы сказала , вневременно , без излишеств , но ярко , действенно и убедительно. Каждому персонажу , кроме обалденно оригинальных костюмов и грима , полагается собственная "хореография" , с помощью которой и создаются запоминающиеся образы . Движения у всех на первый взгляд странноваты , но ...черт возьми , как же они работают на образ ! ОБАЛДЕТЬ! Зигфрид - трагикомичен , Гунтер и Гутруне неуверены в себе, Брунгильда и Хаген излучают "авторитарность" и силу . И создаётся это с помощью изысканных , тщательно продуманных жестов и движений .
Уф! Кажется пора заканчивать захлёбываться восторженными словесами , а то можно подумать, что я совсем ку-ку.) А прочем , я действительно "под кайфом" , имя которому - Вагнер ).
Немного фото. Про сам театр , наверное , надо сделать отдельный пост , там была интересная выставка , посвященная истории постановок "Кольца" и вообще мне там очень понравилось .
А пока , что вот:
Начало. Ах , какая там эффектная сцена с норнам ! Картинки нет , но по ссылке ниже увидите .
Потом появляется скала Брунгильды в виде черного высоченного куба , он , медленно вращаясь , раскладыванется на "составляющие ". Получается винтовая лестница. Обалденная сцена ! Да ради неё одной постановщикуи сценографу медаль надо выдавать , а ведь весь спектакль из таких лакомых кусков состоит! А какие там видеопроекции, какая цветовая гамма, а свет! Ах!
Брунгильда и Зигфрид
Бруня вблизи , ручками делает так
Норны
Возьми кольцо , любимая !
Сестра приехала, убеждает спасти всех.
Зигфрид пошел добывать невесту Гунтеру
Обманет бедняжку.
Встреча Брунгильда и Гунтера
Бруня и Хаген
Хаген со своим народом собирается встретить Зигфрида, везущего Брунгильду в жены Гунтеру
Зигфрид и девы Рейна . Пророчат дурашке близкую смерть.
Убили!
Гутруне узнаёт о гибели мужа.
Почти самый финал.
В "клетке -аквариуме" убиенный Зигфрид . Герой сидит там в позе зародыша , и кольцо Брунгильде отдаёт , когда "клетка" спускается вниз. Потом Брунгильда поднимается на скалу , и оттуда уже устремляет праведный гнев в сторону Валхаллы. А на последних аккордах Зигфрид покидает стеклянный "аквариум " , выходит на авансцену и оказывается мальчиком лет семи . Занавес.
Ну , что сказать , я , таки, всплакнула ) Последние восемь минут - это моё самое любимое место в опере. Накрыло как следует. Браво !
Фото с поклонов поганые , но уж какие есть.
Стоит ли говорить, что публика ревела и бесновалась от восторга . Ох уж эти мне вагнерианцы , а с виду такие интеллигентные люди.))
З.Ы. Кстати , забыла про один нюанс. Кольцо в этой постановке и не кольцо вовсе , а довольно массивный браслет . Вот, теперь всё.
В заключении предлагаю составить небольшое представление о постановке, просмотрев пару роликов , найденных на ютюбе.
Click to view
https://www.youtube.com/watch?v=NdQx48TdxtE И ещё! Чуть не забыла! Вчера в зале я насчитала как минимум три камеры , и в партере , и на ярусе. Снимали весь спектакль. Если появится видео я буду безмерно счастлива.
P.S. Теперь хочу посмотреть весь этот Баухаус-"Ринг". К сожалению, на предстоящие в мае представления билетов уже нет. Ну, может, в следующем году повезёт. Это надо видеть!