Рихард Штраус . "Женщина без тени " . Лейпциг 24.06.2014. Режиссура и сценография.

Jun 25, 2014 15:56

Бывают спектакли , в которые погружаешься постепенно , шаг за шагом , иногда со скрипом . Бывают такие , в которые вообще не хочется вникать , а иногда случаются те , что с первой минуты проглатывают тебя целиком . Вчера был как раз такой. Не надо было прилагать никаких усилий , чтобы понять и , главное , принять замысел режиссёра. Всё было очень логично , выверенно , смыслы и аллюзии считывались с листа. Короче , никаких вычурностей , сложных неподъёмных "психо"конструкций и в то же время , умно , ярко , образно. И , в хорошем смысле , традиционно. Нет , действие не происходило в стародавние времена в некоем архаичном восточном сказочном царстве , но намёки на него были и весьма явные при том , что все герои существовали в "нашем времени".


Проиллюстрирую , хотя картинки и близко не передают великолепия декораций и игры правильно поставленного света. Кстати , давно уже меня так не радовала сценография вообще и прекрасно сделанные декорации в частности.

Первый акт, самое начало , императрица ( а-ля австрийская незабвенная Сиси ) с "нянюшкой".


,

Она же , в своей опочивальне , соблазняемая кормилицей на предмет "пойти в люди" , за тенью .





Вот , плащик только накинем на плечи и пойдём.



Декорации менялись много раз в течении спкектакля. Вернее , по ходу его. Бесшумно и ошеломляюще быстро на сцене как бы из ниоткуда возникали разные "реальности". Декорации при этом были большие и сложные . Респект работникам сцены и прекрасной машинерии.

Пришли Императрица с нянькой "в люди ", а там вот оно как: ночь , неоновые огни , какое-то странное место на окраине мегаполиса . Дешевые отели и увеселительные заведения, куда ни бросишь взгляд. Особенно порадовало название одной из сверкающих в ночи вывесок . Бар теней "Принцесса". )



Барак держит в этом стрёмном районе лавку по продаже подержанных телевизоров и прочей электротехники .
Жена его , как и положено по либретто , его не ценит , мечтает о чем-то этаком , может о "прЫнце " , а может просто , как бы вырваться . А тут , очень кстати , девушки с неприличным предложением подкатили , будет от чего впасть в прострацию.



А нянька не скупится на обещания , подкепляя их завораживающими видениями празника жизни , королевой на котором должна немедленно стать Жена Барака. Вот только пусть тень отдаст.
Потрясающе сделанная сцена бала . Праздник для глаз. Очень здорово и к месту.



А потом , когда "жертва" с первого раза не поддаётся на искушение , весь этот морок эффектно "вянет" прямо на глазах и моментально превращается в серые будни .
Но Нянька не сдаётся и соблазняет жертву "прынцем на белом коне " , а как же.

"Хошь такого вот ? " Будет тебе такой вот. Но чуть позже.



А пока приготовим рыбку невовремя нагрянувшему голодному Бараку. И тут следует абсолютно блестящая сцена с нянькой - аки "звезда кулинарии " из телеящика. Всё её кухонное волшебство немедленно передаются прямой ТВ-трансляцией на видео экран .



Вообще теме телезависимости народных масс уделено достаточно много места. Например так выглядит "семейное гнездо ", в которое возвращается усталый Барак.



А жена , между тем , кровати уже раздвинула , наступает ночь. Барак горюет . Затем следует эффектная сцена , когда гнёздышко- телевизор буквально разламывается и оседает , на глазах остаются только две , стоящие по-отдельности кровати , на которых одиноко пытаются заснуть супруги. Кровати эти медленно едут вверх , на фоне сияющих неоновых огней города.
Поэтичная и одновременно проникновенно- горькая сцена .



Ну ,во втором акте нянька осуществила задуманное. "Подогнала " обещанного "Прынца". Причем он выглядит как двойник настоящего Императора.

Таким его обещали подать в первом акте



А таким подали во втором . Эй , красавица , садись - прокачу!



А Барак всё грезит о детях и семейной идиллии.



Фиг тебе- а не идилию! Такая вот правда жизни .



Третий акт в сценографическом смысле состоял из трёх реалий.
Безысходность в смеси с надеждой .



Сцена перед воротами храма , на мосту, в ожидании суда . Тоже очень эффектно .



Эмансипация императрицы. Няньку - к черту , от неё и так одни неприятности.



И , наконец , сцена суда . Императрица всё сделала правильно и в конце все должны быть вознаграждены. Император перестал быть камнем , нерождённые дети уже вовсю распевают радостную песнь.



Тут единственное место , где режиссёр позволил себе вольную интерпретацию финала , который , как известно - хэппи-энд.
Но , отчего-то коляски пусты , да и лица у героев не слишком блещут радостью . А в довершении ко всему вдруг открываются двери и на пороге , с чемоданчиком в руках , вновь возникает незабвенная кормилица.



Занавес.

Это было краткое ( хе-хе-хе) содержание оперы "Женщина без тени" в лейпцигской постановке режиссера Balázs Kovalik
о самом главном , об исполнении - чуть позже и ,обещаю , намного короче ))

Лейпцигская опера, оперное, Штраус

Previous post Next post
Up