Монарх и человек. Глава 1. Иногда просто необходимо рисковать. (часть 1)

Jan 08, 2023 04:21

Рассказчик - Каспер Хольтен (Kasper Holten). Каспер Хольтен знаком с большинством оперных сцен мира, в настоящее время он руководит датским Королевским Театром, который с ранних лет стал для королевы Маргрете вторым домом.



(фото сделано в дни празднования семидесятилетия королевы в 2010 году, взято с сайта газеты fyens.dk, оно используется в книге. По возможности, я буду вставлять те фото, что иллюстрируют повествование в печатном издании или же находить подобные им или же фото из той же серии, что опубликованы в книге)

Королева Маргрете часто придаёт блеску своим присутствием на премьерных показах спектаклей Королевского театра, но чаще всего она приходит в театр тихо, без того, чтобы попасть во внимание публики. Королева посещает театр насколько возможно часто и зачастую смотрит одну и ту же постановку по нескольку раз, чтобы глубже проникнуть в структуру пьесы.



(в книге иное похожее фото, более молодой королевы, именно это фото взято с https://www.kongehuset.dk/media/ke2jxeq1/_kna3437b.jpg)

Королева выступила в роли сценографа для доброго десятка постановок как в Королевском Театре, так и в театре парка Тиволи (как балета концертного дома, так и театра Пантомимы). В процессе работы над постановками королева полностью вовлекается в процесс творчества, который её всегда привлекал.



Фото взято отсюда https://avisendanmark.dk/artikel/dronningen-fejres-i-tivoli-efter-stribevis-af-udskydelser
Есть только несколько видов искусств, которыми бы королева Маргрете не интересовалась, но танец -- в особенности балет -- всегда был в числе её любимых.



Фото отсюда http://tomorrowscrownedheads.blogspot.com/2016/10/dronningen-og-luthers-rose.html

Королева Маргрете собственноручно создала произведения прикладного искусства для многих церквей Дании -- казулы (литургические одеяния) для дворцовой церкви замка Фреденсборг и для церкви на Хольмене, а также, например, епископские облачения для некоторых приходов в Хельсингёре, Виборге и Орхусе. Самой масштабной её вышитой работой стал антепендиум (алтарный гобелен) в дворцовой церкви Виттенберга, приуроченный к пятисотлетию Реформации и несущий на себе белую розу как символ этого движения.

Известного театрального критика Монну Дитмер из газеты "Политикен" привлёк премьерный показ спектакля "Хоббит" в постановке Каспера Хольтена, который должен быть проходить в летнем зелёном театре Волчий дол (Ulvedalen) в королевском парке Dyrehaven (Звериный или Олений парк) к северу от Копенгагена. В числе двух с половиной тысяч зрителей она сидела на скамье в предвкушении разворачивания волшебных картин Толкина о путешествии Бильбо.

Многие зрители были готовы к тому, что сцену скоро заполонят хоббиты, гномы, тролли, эльфы, драконы и прочие волшебные существа. Внезапно произошло нечто, что Монна Дитмер описала так в своей заметке в газету "Политикен":
"К большому удивлению путешествие хоббита и его компании началось с того, что на поляну вдруг въехали два сверкающих огромных чёрных автомобиля и из одного из них вышла не кто иная как сама королева! Это вызвало овацию, ведь королева Маргрете имеет особый статус как один из Толкин-фанов, в немалой степени благодаря своим иллюстрациям к датскому изданию "Властелину колец". (Примечание--королева сделала свои иллюстрации под псевдонимом и отправила Толкину, который не зная, кто скрывается за ними, был поражён фантасмагоричностью и точностью проникновения рисунков в дух и тему повествования. Иллюстрации королевы к книге теперь являются такой же классикой, как и сама книга)."
Далее следует небольшое описание спектакля и того, что не только появление королевы вызвало овации, они звучали многократно.

Режиссёр-постановщик спектакля, Каспер Хольтен, тоже помнит прибытие королевы на премьеру в Волчьем долу в мае 2021: "В парке у королевы нет возможности скрытно просочиться на зрительское место и её прибытие произошло на полном виду. Это не преминуло отразиться на публике. В театре, когда королева открыто прибывает в свою ложу, зрители приветствуют её вставанием, выказывая тем самым уважение, завсегдатаям театра твёрдо известно, что аплодисменты в театре для актёров. Здесь же публика была иного толка и она спонтанно взорвалась овациями, приветствуя королеву."

Кроме работы режиссёром Каспер Хольтен продолжает быть директором Королевского Театра. До этого он был директором Королевской Оперы (подотделения Королевского театра), а ещё до своего возвращения на родную землю успешным директором различных оперных театров мира, в том числе Королевского Дома Оперы (Royal Opera House) в Лондоне.
В силу своей должности Каспер Хольтен в течение многих лет неоднократно встречался с монархом и знает, что в лице королевы Маргрете Королевский Театр имеет преданнейшего, многознающего и восторженного почитателя.

Вот и сейчас, в преддверии постановки "Хоббита" театр спросил королеву, не хотела бы она приложить руку к оформлению спектакля и в особенности печатной программы к нему. Королева ответила согласием и рассказала, как летом 1969 года ей в руки попался экземпляр "Братства Кольца" и она невольно начала рисовать те ландшафты, о которых говорилось в книге. Через год она "закончила иллюстрировать многочисленные главы и решила поблагодарить автора за то удовольствие, которое ей доставила книга и процесс иллюстрирования. Написала автору и отправила ему копии рисунков." Через короткое время она получила хвалебный ответ от Толкина и в благодарность издание "Хоббита", книгу, которую королева, тогда ещё принцесса, ещё не читала.

С тех пор королева Маргрете не раз перечитывала книги Толкина, она читала их вслух своим сыновьям--Фредерику и Йоакиму, но и после интерес к образам автора не оставлял её, она знает вселенную Толкина в деталях.
Именно поэтому это было большим подарком Хольтену и всей труппе, что королева согласилась консультировать их.
После самой премьеры Хольтен не успел поговорить с королевой, но она успела перед отъездом сказать председателю правления театра, который сидел рядом с королевой, что ей очень понравилось представление. Каспер Хольтен добавляет, что задолго до спектакля он шутил, что "когда делаешь постановку по Толкину, неважно какую, на неё всегда придёт Толкин-полиция. В зале всегда будут люди совершенно разных поколений, но сильно влюблённые во вселенную автора. У них всех имеются твёрдые представления как то или иное обязано выглядеть. Перед представлением у меня были беседы с людьми, которые пытались научить меня, как именно должны выглядеть горные чудовища. В конце концов мне просто пришлось сказать: "Мы ведь все согласны, что горных чудовищ не существует, верно?"
У королевы Маргрете тоже имеются свои представления о том, как выглядит вселенная Толкина. То,что она прониклась моим прочтением это особая похвала, поскольку она настоящий знаток. Королева была полна скептицизма, что мы будем использовать в том числе и кукол--призналась она мне позже, но в итоге ей это понравилось!"

Согласно Касперу Хольтену, похвала от королевы не была признаком вежливости и любезности по отношению к режиссёру и актёрам, поскольку далеко не всегда от неё исходит именно похвала. "Королева говорит о том, с чем она несогласна. Она всегда вежлива, но всегда указывает на то, что ей непонятно или не нравится. Она довольно критичный зритель, поскольку она насмотрена и разбирается в том, что показывается на сцене."

Насчёт того, что королева опытный зритель (насмотрена), в этом не может быть сомнения, в особенности когда речь идёт о постановках Королевского Театра. "Истоки любви королевы к Королевскому Театру восходят к её отцу, королю Фредерику Девятому, у которого было особенно близкое отношение с Королевской Капеллой (оркестр королевского театра). На музыкальных представлениях он сидел в ложе с партитурой, а иногда и сам вставал за дирижёрский пульт. "

Страстная любовь короля к Королевской Капелле, которая кстати является самым древним функционирующим оркестром мира, была большой гордостью музыкантов. "То, что король был так привязан именно к Королевской Капелле, является одним из важных элементов самопонимания этого оркестра. У короля была совершенно особая связь с этим оркестром, совершенно иная привязанность чем к другим оркестрам и это означало многое."

Дома в Амалиенборге эта увлечённость короля привела к тому, что его дочери очень рано поняли, что музыка и искусство очень важны. "Королева просто переполнена этим пониманием. Но самое фантастическое то, что это не просто что-то, что она бездумно впитала с материнским молоком. Это также не то, чем она интересуется по должности, по обязанности. Самое важное в том, что сценическое искусство и театр это то, что королева ценит по-настоящему, как человек и как монарх," говорит Каспер Хольтен.

Королева Маргрете II, биография

Previous post Next post
Up