Первые годы Ислама в Грузии
Ислам в Грузии начался во времена правления халифа Умара. В этом докладе будем рассматривать первую встречу грузин с исламом и прекрасный период халифата. Грузия имеет древнюю историю. Из-за ее выгодного геополитического расположения, она всегда привлекала внимание больших государств, и большие империи всегда соревновались в захвате территории страны (кстати, такое отношение к Грузии продолжается и по сей день). До появления исламской армии, Грузия периодически находилась, то в руках Сасанидов, то Византийцев и Хазар.
Период халифа Умара
В истории ислама важную роль занимает период правления халифа Умара (634-644г). В то время, во-первых на землях Византии мусульмане значительно окрепли, во- вторых они победили Иранских Сасанидов(642г). Армия халифа преследовала Сасанидов до границ Грузии - сбежавших с Ирана. Сурака бин Амр в 643 году вместе с Хабибом бин Масламой направился в сторону Грузи и захватил некоторые места.
Арабские, грузинские, византийские и армянские источники сообщают, что первое появление армии халифата в Грузии совпадают с правлением Умара. Византийский историк Себиос сообщает о том, что во время правления Византией императором Константином мусульмане достигли Азербайджана и Грузии.
Из грузинских источников арабы впервые появились в Грузии в 642-643 годах, тогда шло завоевание Азербайджана и Армении. В 640 году арабы завоевали столицу Армении - Двини. В 642-643 годах в Грузии появились малочисленные арабские отряды, но грузины легко отодвинули их назад. Но, все-таки Хабиб бин Маслама завоевал окрестности Ахалцихе (юго-восточная часть Грузии), в тот же год были завоеваны территории под названием Карс и Ардахан (территория современной Турции). В 644 году уже было завоевано большая часть территории Кавказа. Учитывая все выше сказанное можно смело утверждать о том, что в Грузии ислам зарождается в последние годы правления Умара. Но некоторые грузинские историки считают, что исламские отряды сразу не могли закрепиться на территориях Грузии, их активность приходится на 643-645 г., такого же мнения придерживается и профессор Силагадзе. Он предполагает, что причиной этого послужил тот факт, что арабы долго не оставались на завоеванных местах. В случае подчинения они назначали местных правителей, которые обязаны были собирать ежегодную дань и только после этого продолжали путь. Конечно же Грузия и южный Кавказ одновременно не вошли в состав халифата, в 642-644г. имело место несколько военных операций и частичное подчинение. Первая версия появления мусульман в Грузии была после завоевания арабами столицы Армении Двини, но есть и вторая версия, в которой описывается поход Сурака Бин Амра, который после Азербайджана и Дагестана направился на запад и подошел к границам Грузии.
Период халифа Усманa
Наибольшая активность арабов в Грузии приходится на время правления халифа Усмана (644-656 г.). В 645 году правитель Сирии Мувия собрал нескольких командиров отрядов и отправил в разные регионы Кавказа. Покорить Грузию и Армению отправился Хабиб бин Маслама, который в 645 г. завоевал определенные территории Армении.
По данным некого армянского летописца арабская армия вошла в Двин, а после через Азербайджан переместилась в Грузию. Значит, это было второе появление арабов в Грузии в первые годы правления Усмана. В 645-646г. произошло событие которое сыграло важную роль в развитии дальнейших событий. На сторону арабов перешёл армянский патриарх Теодор Рштуни, назначенный Кейсаром Византии. Муавия понимал насколько трудно сохранить свое правление в горных местах Кавказа, поэтому оставил страну Теодору Рштуни.
Озлобленный предательством патриарха, Кейсар направил 20 тыс. армию в Арарат и разбил лагерь в Двини. Отсюда он часть армии направил в Картли, Алвани и Свини чтобы ослабить связь Теодора с союзниками. Но как только наступила зима, Теодор с помощью арабов, изгнал византийцев с Двина. Византийцы переместились в Тао (юго-восточная Грузия), но Теодор и оттуда выгнал их, и вскоре завоевал Трабзон, и вернулся с большой военной добычей.
После этого Теодор прибыл в Шам (Сирия) на встречу Муавией. Муавия его хорошо вознаградил и назначил правителем Армении, Картли, Алвани, Свини и Дарубан. Осенью мусульманские войска, находившиеся в Двини, готовились к походу на Картли. Они отправили в Картли своих послов и предложили 2 условия, либо договорится о подчинении и не воевать с арабами, либо воевать. Грузины выбрали 2-й вариант, но до военных действий дело не дошло, наступила суровая зима и из-за большого снегопада и мороза арабы вынуждены были вернуться в Шам.
Возвращением арабов в Шам, воспользовались византийцы. Их армия под руководством Маврияноса, завоевала Двин. Оттуда отправилась в Нахичеван , где в местной крепости , окружили мусульманский отряд. С изгнанием арабов из региона местные князья взяли ситуацию под контроль и между собой заключили мирный договор. В это время, Теодор Рштуни был болен, поэтому князья разделили страну, но Теодор не смог смириться с этим и попросил у Муавии армию, чтобы наказать армян и грузин. Муавия не торопился, поэтому на короткий период грузины добились мирной жизни. Армянский историк передает что в 648 году арабы вернулись в Двин, разбили в Нахичеване византийцев. Мавриянос сбежал в Картли. Похожую информацию передает византийский историк Теофан, который сообщает, что Абибос отправил в Армению армию, которая преследовала Маврияноса до кавказских гор. Абибос - это полководец Хабиб бин Маслама, который победил Маврияноса.
Сообщается что, когда Хабиб бин Маслама отправился в Грузию, по пути грузины его атаковали малыми силами, но Хабиб двигался вперед. Он потерпел неудачу, близ маленькой речки, где остановился отдыхать, но вновь вскоре победил, отобрав у грузин прихваченную добычу. Это место мусульмане назвали «Затуль Луджум» это село вблизи Тбилиси.
Хабиб бин Маслама, взял Эрзурум, разбил армию хазар и аланов, пришедших на помощь византийцам. После этого завоевал Двин и отправился в столицу Грузии. Когда об этом узнали правители Картли, они навстречу Хабибу отправили своих послов с драгоценными подарками. Встреча состоялась в «Затуль Луджуме». Грузины обещали подчиняться. Хабиб послал грузинам «Охранную грамоту», согласно которой, в случае оплаты ежегодной дани «Джизья», обещал неприкосновенность жизни, имущества и духовных ценностей. Грузины согласились на условия Хабиба. Ему понравился такой поступок, и народу Картли для обучения ислама, направил Абдурахмана бин Джаза ас-Сулама, благодаря которому в Тбилиси, многие стали мусульманами.
Летописец Белозур так описывает название завоеванных мест, последовательно: Джавари, Кесферби, Кисал, Хунан, Самсах, Джерме, Кустадж, Шавшети и Базалети. Хабиб также заключил мирное соглашение с народами следующих регионов: Кларджети, Триалети, Кахетии, Ардахан и Дариали (Бабул-Лак). Историк Силагадзе считает, что эти соглашения были заключением в первые годы правления Усмана (644-645 г). После этих событий, на Кавказе ослабло византийское влияние, а Хабиб бин Маслама после взятия всей восточной Грузии усилил влияние ислама.
После взятия Тбилиси в городе для безопасности, создали гарнизон и в город стали заселяться мусульмане. За успешные операции на Кавказе Муавия решил повысить в должности Хабиба бин Масламу и вызвал его к себе, для новых задач.
Кроме того некоторые источники подтверждают что Хабиб бин Маслама, подчинил себе Эрзурум. Дата взятия Эрзурума и Армении - 654 г.
Грузия во время правления Усмана и Али, входила в состав армянского виллаета, а в последствии она была присоединена к губернии «Аль-Джазир».
Несмотря на заключение мирного соглашения между грузинами и арабами мусульманское нахождение в Грузии было недолгим. В 657-661 г. из-за внутренних беспорядков в халифате ослабло Арабское влияние. Муавия поднял восстание против халифа Али (656-661г.), поэтому Муавия для укрепления своих сторонников отозвал армию Хабиба в Сирию. Воспользовавшись таким поворотом событий, в 657 году начали свою активность византийцы. Региональный правитель Амазас Мамикониян, воспользовавшись случаем, объявляет о подчинении Византийцам, за это он получил титул курапалата от Византийского императора. Император даже подарил ему серебряный престол и назначил его правителем южного Кавказа. Этим титулом он владел до самой смерти (661г.). Внутренние беспорядки у арабов становятся причиной завоевания региона Византией. После этого распространение ислама в Грузии прекратилось. Многие новоиспеченные мусульмане опять вернулись в старое верование. Внутренние беспорядки в халифате длились 5 лет, вследствие чего во главе халифата стали представители династии Омеядов. Грузия и остальная часть Кавказа в этом промежутке времени подчинялись византийцам, поэтому новый халиф Муавия снова поставил цель подчинить себе непослушные регионы.
Рассмотрение «охранной грамоты» Хабиба бин Маслама.
Охранная граната от Хабиба Бин Масламы содержала следующее:
С именем Аллаhа Милостивого, Милосердного! Это есть книга от Хабиба бин Маслама для населения Тбилиси, Армази, Маглиси (Картли). Ко мне подошел посол вашего народа, который признал величие Аллаhа и сказал, что мы являемся нацией вознагражденной от Аллаhа. Вот такова милость Аллаhа, хвала Ему и мир Его посланнику, который лучше всех среди творений. Я учел стоимость ваших подарков и отнял из годового налога, для вас написал грамоту в которой описаны все мои условия, если вы его примете то хорошо, а если нет то вы объявляете войну против Аллаhа и Его посланника.
Моя грамота дает гарантию на неприкосновенность личности, вероисповедания. Защищает храмы, синагоги и монастыри. Я установил для вас джизью на одну семью один динар. У вас нет права разделить семью для уменьшения джизьи и у нас нет права разделить семью для увеличения джизьи, вы обязаны помочь нам по возможности в борьбе с врагами Аллаhа и посланника! Обязаны дать ночевку бедным мусульманам и обеспечить их едой дозволенной им. Если мусульмане отстанут от остальных мусульман вы обязаны сопровождать их до ближайшего отряда мусульман, если это возможно, а если вы примете ислам тогда вы станете собратьями по вере и будете пользоваться всеми правами мусульман. Если вы принесете покаяние Аллаhу и будете совершать намаз вы станете нашими духовными братьями и освобождаетесь от джизьи, арабы берут обязательство помочь грузинам в борьбе с врагами, но если из-за занятости мы не сможем помочь вам в борьбе с врагами и враг побеждает вас в этом не будет нашей вины и это нельзя считать нарушением данного договора. Вот такие условия для вас, Аллаh и Его ангелы свидетели всего этого, хотя достаточно только Аллаhа.
Согласно данному договору в регионе создаются условия для мирной жизни, которая обеспечивает безопасность народа и гарантирует свободу веры - с одной стороны, с другой стороны - создается прекрасная почва для распространения ислама, условия предложенные грузинам Хабибом бин Масламом довольно легки.
Нодар Давитадзе
источник