Имам, хафиз Абу Бакр аль-Хатыб аль-Багдади аш-Шафии (392-463 х/1002-1072 м) сказал относительно понимания сифатов Аллаха:
أخبرنا أبو علي بن الخلال ، أخبرنا أبو الفضل الهمداني ، أخبرنا أبو طاهر السلفي ، أخبرنا محمد بن مرزوق الزعفراني ، حدثنا الحافظ أبو بكر الخطيب ، قال : أما الكلام في الصفات ، فإن ما روي منها في السنن الصحاح ، مذهب السلف إثباتها وإجراؤها على ظواهرها ، ونفي الكيفية والتشبيه عنها ، وقد نفاها قوم ، فأبطلوا ما أثبته الله ، وحققها قوم من المثبتين ، فخرجوا في ذلك إلى ضرب من التشبيه والتكييف ، والقصد إنما هو سلوك الطريقة المتوسطة بين الأمرين ، ودين الله تعالى بين الغالي فيه والمقصر عنه ، والأصل في هذا أن الكلام في الصفات فرع الكلام في الذات ، ويحتذى في ذلك حذوه ومثاله ، فإذا كان معلوما أن إثبات رب العالمين إنما هو إثبات وجود لا إثبات كيفية ، فكذلك إثبات صفاته إنما هو إثبات وجود لا إثبات تحديد وتكييف.
فإذا قلنا : لله يد وسمع وبصر ، فإنما هي صفات أثبتها الله لنفسه ، ولا نقول : إن معنى اليد القدرة ، ولا إن معنى السمع والبصر العلم ، ولا نقول : إنها جوارح ، ولا نشبهها بالأيدي والأسماع والأبصار التي هي جوارح وأدوات للفعل ، ونقول إنما وجب إثباتها لأن التوقيف ورد بها ، ووجب نفي التشبيه عنها لقوله : لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ سورة الشورى آية 11 ، وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ سورة الإخلاص آية 4
«Что касается разговоров о сифатах, поистине то, что пришло из них в достоверных сводах хадисов, то путь салафов, состоит в подтверждении их и прохождении их внешне, отрицая образ (кайфия) и подобие (ташбих) от них. Одна группа полностью отрицала их (сифаты), следовательно, они порицали то, что утвердил Аллах. И настоящими (буквальными) их считала группа из утверждающих сифаты/мусаббитун, следовательно, они пришли в этом вопросе к уподоблению и приданию образа.
Мы же желаем проложить срединный путь, и религия Аллаха находится между чрезмерностью и упущением. Основа в этом вопросе то, что рассуждения о сифатах, есть часть рассуждения о Сущности, посему в этом следует придерживаться тех же границ и примеров. Если общеизвестно, что подтверждение Господа миров, является подтверждением Его существования, а не Его образа, то таким же образом подтверждение Его сифатов, это лишь подтверждение их существования, а не их ограничение и утверждение им образа.
Если мы скажем: Аллаху присуще йад, слух, зрение, - поистине это сифаты, которые Он Сам утвердил в отношении Себя, и мы не скажем, что смысл йад - сила, а смысл слуха и зрения - знание, и не скажем, что это органы, и не будем уподоблять это с руками, слухом и зрением, которые являются органами и частью для действий. Мы говорим: поистине обязательно подтверждать их, потому что пришло утверждение насса (текстов Корана и Хадиса) в отношении них, и обязательно отрицать подобие (ташбих) от них, из-за слов Всевышнего: «Нет ничего подобного Ему», и «Нет никого равного Ему»».
[Привел аз-Захаби в «Сияр а’лям ан-нубаля»,
13/425, «Тазкират аль-Хуффаз»,
3/225]
Также хафиз аль-Хатыб аль-Багдади (392-463 х/1002-1072 м) сказал:
ويتجنب المحدث في أماليه رواية ما لا تحتمله عقول العوام، لما لا يُؤمَن عليهم فيه من دخول الخطأ والأوهام وأن يشبهوا الله تعالى بخلقه ويلحقوا به ما يستحيل في وصفه وذلك نحو أحاديث الصفات التي ظاهرها يقتضي التشبيه والتجسيم وإثبات الجوارح والأعضاء للأزلي القديم، وإن كانت الأحاديث صحاحا ولها في التأويل طرق ووجوه، إلا أن من حقها أن لا تروى إلا لأهلها خوفا من أن يضل بها من جهل معانيها فيحملها على ظاهرها أو يستنكرها فيردها ويكذب رواتها ونقلتها
«Мухаддис предостерегается от того, чтобы приводить в своих амалях (выступления на собраниях, т.е. хутбы и т.д.) риваят, который не приемлет разум простых людей, поскольку они не в безопасности от того, что они ошибутся и впадут в заблуждение в этом и уподобят Всевышнего Аллаха творениям Его и припишут Ему то, чем недопустимо Его описывать. Это подобно хадисам о сифатах буквально из которых вытекает уподобление (ташбих), придание телесности (таджсим) и утверждение органов и частей Предвечному, которому нет начала. И даже если хадисы достоверные и у них есть различные пути толкования, но, однако, в его обязанность входит не приводить их, кроме как тем, кто пригоден для этого, боясь, что он заблудит этим того, кто не знает их смысл и будет трактовать буквально либо отвергнет их и посчитает лжецами их передатчиков».
[Аль-Хатыб аль-Багдади, «аль-Джами ли-ахлак ар-рави ва адаб ас-сами»,
2/107]
Пользы:
1. Слова имама аль-Хатыба аль-Багдади полностью совпадают с тем, что говорят ашаритские имамы-мутакаллимы. Отрицание ташбиха, придания образа, буквального понимания сифатов, частей тела - все это слова, которые употребляют ашариты и использование которых порицают псевдосалафитские шейхи.
2. Имам утверждает, что тот, кто понимает сифаты буквально впадает в ташбих, таджсим и придает Аллаху части тела. Псевдосалафитские шейха как раз наоборот, призывают именно буквально понимать сифаты Аллаха, тем самым придают Ему части тела.
3. Имам отрицает, что сифаты Аллаха - это части тела и органы, т.е отрицает буквальное понимание. Псевдосалафитские шейхи считают утверждения о том, что сифаты это не органы - ложными, нововведенческими и словами мутакаллимов и порицают тех, кто говорит так.
4. Имам был на пути саляфов - тафвид - в понимании сифатов, как его понимают именно ашариты. Псевдосалафитские шейхи же считают такой путь - путем опустошения сифатов.
Имам Таджуддин ас-Субки (727-771 х/1328-1370 м) сказал в биографии аль-Хатыба аль-Багдади:
وكان يذهب فِي الكلام إلى مذهب أَبِي الْحَسَن الأشعري.
وَقَالَ عَبْد العزيز الكتاني... وكان يذهب إلى مذهب أَبِي الْحَسَن الأشعري.
قلت : وهو مذهب المحدثين قديما وحديثا ، إلا من ابتدع ، فَقَالَ بالتشبيه ، وعزاه إلى السنة أو من لم يدر مذهب الأشعري ، فرده بناء على ظن فيه ظنه ، والفريقان من أصاغر المحدثين ، وأبعدهم عن الفطنة.
وقال شيخنا الذهبي ، هنا عقيب قول الكتاني : إن الخطيب كان يذهب إلى مذهب الأشعري ما نصه : قلت : مذهب الخطيب فِي الصفات أنها تمر كما جاءت ، صرح بذلك فِي تصانيفه.
قلت : وهذا مذهب الأشعري ، فقد أتى الذهبي من عدم معرفته بمذهب الشيخ أَبِي الْحَسَن ، كما أتى أقوام آخرون ، وللأشعري قول آخر بالتأويل.
«В вопросах "ильмуль калам" (т.е. акыды) он шел по пути Абуль-Хасана аль-Аш’ари…
Абдул-Азиз аль-Каттани (389-466 х) сказал: «Он шел по пути Абуль-Хасана аль-Аш’ари».
Я (ас-Субки) скажу: И это путь мухаддисов прежних и нынешних, кроме тех, кто впал в ересь и высказались уподоблением и отнесли это к сунне, и кроме тех, кто не знал мазхаб аль-Аш’ари и отверг его основываясь на своем предположении о нем, которое он предположил. И эти обе группы из младших мухаддисов и более далеких от проницательности.
Наш шейх аз-Захаби сказал прямо после слов аль-Катани «Поистине аль-Хатыб шел по пути Абуль-Хасана аль-Аш’ари»: «Я скажу: "Путь аль-Хатыба в сифатах - то, что надо проходить их как они пришли, и он ясно сказал это в своих сочинениях».
Я (ас-Субки) скажу: И это мазхаб Абуль-Хасана аль-Аш’ари, и аз-Захаби пришел не зная мазхаб шейха Абуль-Хасана, также как пришли многие другие люди. И у Абуль-Хасана есть другое слово о таъвиле».
[Ас-Субки, «Табакат Шафийия аль-кубра»,
4/30-33]