Oct 03, 2013 23:30
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами аль-Макки (909-974 х/1504-1567 м) сказал:
والمراد بأصحاب البدع فيه من كان على خلاف ما عليه أهل السنة والجماعة ، والمراد بهم أتباع الشيخ أبي الحسن الأشعري وأبي منصور المتريدي إمامي أهل السنة
«Под сторонниками дурных новшеств (асхаб аль-бид`а) понимаются те, кто противоречит акыде (вероубеждению) Ахлю-с-Сунна валь Джама`а. А Ахлю-с-Сунна - это последователи шейха Абуль-Хасана аль-Аш'ари и Абу Мансура аль-Матуриди - двух имамов Ахлю-с-Сунна (в акыде)».
[Ибн Хаджар аль-Хайтами, «аль-Фатава аль-Хадисийя», стр. 516. Дамаск: Дар ат-Таква: 2008]
Имам Шамсуддин ар-Рамли (919-1044 х/1513-1596 м) сказал:
( مبتدع ) وهو من خالف في العقائد ما عليه أهل السنة مما كان عليه النبي صلى الله عليه وسلم وأصحابه ومن بعدهم ، والمراد بهم في الأزمنة المتأخرة إماماها أبو الحسن الأشعري وأبو منصور الماتريدي وأتباعهما
«Нововведенец (мубтади’) - это тот, кто противоречит в акыде тому, на чем Ахлю Сунна, на чем был Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижники и те, кто пришли после них. И под ними (т.е, Ахлю Сунны) имеются ввиду два имама Абуль-Хасан аль-Аш’ари и Абу Мансур аль-Матуриди и их последователи».
[«Нихаят аль-Мухтадж иля шарх аль-Минхадж», Китаб аш-Шахада]
Имам Абу Джафар ат-Тахави (229-321 х/844-933 м) сказал:
وَيَعْصِمَنَا مِنَ الْأَهْوَاءِ الْمُخْتَلِفَةِ، وَالْآرَاءِ الْمُتَفَرِّقَةِ، وَالْمَذَاهِبِ الرَّدِيَّةِ، مِثْلَ الْمُشَبِّهَةِ وَالْمُعْتَزِلَةِ وَالْجَهْمِيَّةِ وَالْجَبْرِيَّةِ وَالْقَدَرِيَّةِ وَغَيْرِهِمْ، مِنَ الَّذِينَ خَالَفُوا السُّنَّةَ وَالْجَمَاعَةَ، وَحَالَفُوا الضَّلَالَةَ، وَنَحْنُ مِنْهُمْ بَرَآءٌ، وَهُمْ عِنْدَنَا ضُلَّالٌ وَأَرْدِيَاءُ
«Мы молим Аллаха защитить нас от ложных убеждений и заблудших групп, таких, как мушаббиха, муътазилиты, джахмиты, джабариты, кадариты и им подобных, которые отклонились от Сунны и Джамаата и стали отстаивать ошибочные убеждения. Мы отвергаем любую связь с ними, и, по нашему мнению, они в заблуждении и на пути к гибели».
[«Аль-Акыда ат-Тахавийя»]
Имам Абдуль-Кахир аль-Багдади (ум. 429 х/1037 м) написавший одну из ценнейших книг в которой рассказывается о разных идеологических течениях Ислама, в главе «О разъяснении категорий Ахли с-Сунны валь Джама’а» сказал:
في بيان أصناف أهل السنة والجماعة
اعلموا أسعدكم الله أن أهل السنة والجماعة ثمانية أصناف من الناس: صنف منهم أحاطوا علما بأبواب التوحيد والنبوة وأحكام الوعد والوعيد، والثواب والعقاب، وشروط الإجتهاد، والإمامة، والزعامة، وسلكوا في هذا النوع من العلم طرق الصفاتية من المتكلمين الذين تبرءوا من التشبيه والتعطيل، ومن بدع الرافضة والخوارج والجهية والنجارية وسائر أهل الأهواء الضالة
Знайте же - да осчастливит вас Аллах - что Ахлю с-Сунна валь-Джама’а состоит из восьми категорий людей:
Первая категория: это учёные, охватившие разделы науки Единобожия и пророчества, ахкамы обещания, угрозы, воздаяния и наказания, условия иджтихада, главенства и предводительства. Они ввели в этот вид науки методы сифатистов (ашаритов) из числа мутакаллимов, которые в (своём вероубеждении) непричастны к уподоблению (ташбих) и отрицанию (таътиль) сифатов, непричастны к новшествам рафидитов, хариджитов, джахмитов, наджаритов и остальных заблудших.
[Абдуль-Кахир аль-Багдади, «Аль-Фарк Байналь Фирак», стр. 273. Каир: Мактабату Ибни Сина]
Имам Абу Музаффар аль-Исфарайини (ум. 471 х/1078 м) в книге «ат-Табсир фи ад-Дин» после того как разъяснил ашаритскую акыду сказал:
وأن تعلم أنّ كل من تدين بهذا الدين الذي وصفناه من اعتقاد الفرقة الناجية فهو على الحق وعلى الصراط المستقيم فمن بدّعه فهو مبتدع ومن ضلله فهو ضال ومن كفره فهو كافر
«И чтоб ты знал, что каждый, кто исповедует эту религию, которую мы описали из убеждений спасшейся общины, находится на истине и прямом пути. Тот же, кто сделал её новшеством, то он нововведенец, а тот, кто сделал заблуждением, то он заблудший, а тот, кто сделал куфром, то он кафир».
[«ат-Табсир фи ад-Дин», стр. 111]
Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м) говорит:
أئمة المالكية كانوا يناضلون عن مذهب الأشعرى ويبدعون من خالفه ولا حاجة إلى شرح ذلك فإن المالكية أخص الناس بالأشعرى إذ لا نحفظ مالكيا غير أشعري
«Имамы маликитов защищали мазхаб аль-Ашари и считали нововведенцами тех, кто противоречил им, и нет нужды в разъяснении этого. Поистине маликиты особенно (связаны) с аль-Ашари, ибо мы не знаем маликита, который бы не был ашаритом».
[«Табакат аш-шафиийя аль-кубра», 2/256]
Также Таджуддин ас-Субки сказал:
وما كان أَبُو الْحَسَن إلا شيخ السنة وناصر الحديث ، وقامع المعتزلة والمجسمة وغيرهم ، وما المجسمة إلا أعداء دين اللَّه ، وأهل حديث رسول اللَّه صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ
«Не является Абуль-Хасан кроме как Шейхом Сунны и помощником хадиса, и тем, кто гасит и муътазилитов и муджассима и других. А что касается муджассима, то они не являются кроме как врагами религии Аллаха и ахлюль хадиса Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».
[«Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», 3/299]
Нововведенцы,
Секты..,
Ахлю сунна валь джамаа