Cпросили имама Джалалуддина ас-Суюти (849-911 х/1445-1505 м) о том, кто говорит, что имам
аль-Газали не был факихом, а был просто захидом (аскетом). Что надлежит сделать с таким человеком? Он ответил:
وقال : أن أبا حامد الغزالي ليس بفقيه وإنما كان زاهداً فماذا يجب عليه في ذلك ؟
قال الإمام السيوطي مجيباً عن مقالة المخذول في الإمام الغزالي: وقول هذا الجاهل : أن الغزالي ليس بفقيه يستحق عليه أن يضرب بالسياط ضرباً شديداً ويحبس حبساً طويلاً حتى لا يتجاسر جاهل أن يتكلم في حق أحد من أئمة الإسلام بكلمة تشعر بنقص ، وقوله هذه الكلمة : صادر عن جهل مفرط وقلة دين فهو من أجهل الجاهلين وأفسق الفاسقين ، ولقد كان الغزالي في عصره حجة الإسلام وسيد الفقهاء ، وله في الفقه المؤلفات الجليلة ، ومذهب الشافعي الآن مداره على كتبه فإنه نقح المذهب وحرره ولخصه في البسيط والوسيط والوجيز والخلاصة وكتب الشيخين إنما هي مأخوذة من كتبه. والحاصل أن هذا الرجل الذي صدرت عنه هذه المقالة رجل غلب عليه الجهل والحمق والفسق ، فالواجب على المحتاط لدينه أن يهجره في الله ويتخذه عدواً يبغضه فيه إلى أن تأتيه من الله قاصمة تلحقه بالغابرين …
«Этот человек является джахилем (невеждой). Такой человек заслуживает, чтобы его сильно побили плетью, и чтобы его надолго посадили в тюрьму, для того, чтобы он больше не осмеливался говорить что то в отношении имамов, принижающее их достоинство. Основой этих слов является его чрезмерное невежество, слабость религии, поистине этот человек является самым невежественным из невежественных и самым грешным.
Имам аль-Газали был «доводом Ислама», господином факихов, ему принадлежат величайшие книги по фикху. Весь шафиитский мазхаб держится на его книгах, и поистине он очистил мазхаб, удостоверил и кратко изложил его в книгах «аль-Басит», «аль-Васит», «аль-Ваджиз», и «Хулясат». И книги двух шейхов (ар-Рафии и ан-Навави) основаны на его трудах.
В общем, этот человек, от которого исходит подобное, над ним преобладает невежество, глупость, нечестие. Обязательно тому человеку, который переживает за свою религию, чтобы он оставил его ради Всевышнего Аллаха, чтобы он считал его врагом для себя, и ненавидел этого человека ради Аллаха, пока его не постигло большое несчастье, как оно постигло предшествующих».
[Ас-Суюти, «Аль-Хафи лиль-Фатава», 1/245]