Оригинал взят у
sunnit05 в
О запрет праздновать праздники неверныхСказал Ибн Хадж аль-Малики (ум 737 г.х) о праздниках неверных :
وَبَقِيَ الْكَلَامُ عَلَى الْمَوَاسِمِ الَّتِي اعْتَادَهَا أَكْثَرُهُمْ وَهُمْ يَعْلَمُونَ أَنَّهَا مَوَاسِمُ مُخْتَصَّةٌ بِأَهْلِ الْكِتَابِ فَتَشَبَّهَ بَعْضُ أَهْلِ الْوَقْتِ بِهِمْ فِيهَا وَشَارَكُوهُمْ فِي تَعْظِيمِهَا يَا لَيْتَ ذَلِكَ لَوْ كَانَ فِي الْعَامَّةِ خُصُوصًا وَلَكِنَّك تَرَى بَعْضَ مَنْ يَنْتَسِبُ إلَى الْعِلْمِ يَفْعَلُ ذَلِكَ فِي بَيْتِهِ وَيُعِينُهُمْ عَلَيْهِ وَيُعْجِبُهُ مِنْهُمْ وَيُدْخِلُ السُّرُورَ عَلَى مَنْ عِنْدَهُ فِي الْبَيْتِ مِنْ كَبِيرٍ وَصَغِيرٍ بِتَوْسِعَةِ النَّفَقَةِ وَالْكِسْوَةِ عَلَى زَعْمِهِ بَلْ زَادَ بَعْضُهُمْ أَنَّهُمْ يُهَادُونَ بَعْضَ أَهْلِ الْكِتَابِ فِي مَوَاسِمِهِمْ وَيُرْسِلُونَ إلَيْهِمْ مَا يَحْتَاجُونَهُ لِمَوَاسِمِهِمْ فَيَسْتَعِينُونَ بِذَلِكَ عَلَى زِيَادَةِ كُفْرِهِمْ وَيُرْسِلُ بَعْضُهُمْ الْخِرْفَانَ وَبَعْضُهُمْ الْبِطِّيخَ الْأَخْضَرَ وَبَعْضُهُمْ الْبَلَحَ وَغَيْرَ ذَلِكَ مِمَّا يَكُونُ فِي وَقْتِهِمْ وَقَدْ يَجْمَعُ ذَلِكَ أَكْثَرُهُمْ ، وَهَذَا كُلُّهُ مُخَالِفٌ لِلشَّرْعِ الشَّرِيفِ .
وَمِنْ الْعُتْبِيَّةِ قَالَ أَشْهَبُ قِيلَ لِمَالِكٍ أَتَرَى بَأْسًا أَنْ يُهْدِيَ الرَّجُلُ لِجَارِهِ النَّصْرَانِيِّ مُكَافَأَةً لَهُ عَلَى هَدِيَّةٍ أَهْدَاهَا إلَيْهِ قَالَ مَا يُعْجِبُنِي ذَلِكَ قَالَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ { يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَتَّخِذُوا عَدُوِّي وَعَدُوَّكُمْ أَوْلِيَاءَ تُلْقُونَ إلَيْهِمْ بِالْمَوَدَّةِ } الْآيَةَ قَالَ ابْنُ رُشْدٍ رَحِمَهُ اللَّهُ تَعَالَى قَوْلُهُ مُكَافَأَةً لَهُ عَلَى هَدِيَّةٍ أَهْدَاهَا إلَيْهِ إذْ لَا يَنْبَغِي لَهُ أَنْ يَقْبَلَ مِنْهُ هَدِيَّةً ؛ لِأَنَّ الْمَقْصُودَ مِنْ الْهَدَايَا التَّوَدُّدُ لِقَوْلِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ { تَهَادَوْا تَحَابُّوا وَتَذْهَبْ الشَّحْنَاءُ } ، فَإِنْ أَخْطَأَ وَقَبِلَ مِنْهُ هَدِيَّتَهُ وَفَاتَتْ عِنْدَهُ فَالْأَحْسَنُ أَنْ يُكَافِئَهُ عَلَيْهَا حَتَّى لَا يَكُونَ لَهُ عَلَيْهِ فَضْلٌ فِي مَعْرُوفٍ صَنَعَهُ مَعَهُ .
وَسُئِلَ مَالِكٌ رَحِمَهُ اللَّهُ عَنْ مُؤَاكَلَةِ النَّصْرَانِيِّ فِي إنَاءٍ وَاحِدٍ قَالَ تَرْكُهُ أَحَبُّ إلَيَّ وَلَا يُصَادِقُ نَصْرَانِيًّا قَالَ ابْنُ رُشْدٍ رَحِمَهُ اللَّهُ الْوَجْهُ فِي كَرَاهَةِ مُصَادَقَةِ النَّصْرَانِيِّ بَيِّنٌ ؛ لِأَنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ يَقُولُ { لَا تَجِدُ قَوْمًا يُؤْمِنُونَ بِاَللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ يُوَادُّونَ مَنْ حَادَّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ } الْآيَةَ .
فَوَاجِبٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ أَنْ يُبْغِضَ فِي اللَّهِ مَنْ يَكْفُرُ بِهِ وَيَجْعَلُ مَعَهُ إلَهًا غَيْرَهُ وَيُكَذِّبُ رَسُولَهُ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، وَمُؤَاكَلَتُهُ فِي إنَاءٍ وَاحِدٍ تَقْتَضِي الْأُلْفَةَ بَيْنَهُمَا وَالْمَوَدَّةَ فَهِيَ تُكْرَهُ مِنْ هَذَا الْوَجْهِ وَإِنْ عَلِمْت طَهَارَةَ يَدِهِ .
وَمِنْ مُخْتَصَرِ الْوَاضِحَةِ سُئِلَ ابْنُ الْقَاسِمِ عَنْ الرُّكُوبِ فِي السُّفُنِ الَّتِي يَرْكَبُ فِيهَا النَّصَارَى لِأَعْيَادِهِمْ فَكَرِهَ ذَلِكَ مَخَافَةَ نُزُولِ السُّخْطِ عَلَيْهِمْ لِكُفْرِهِمْ الَّذِي اجْتَمَعُوا لَهُ .
قَالَ وَكَرِهَ ابْنُ الْقَاسِمِ لِلْمُسْلِمِ أَنْ يُهْدِيَ إلَى النَّصْرَانِيِّ فِي عِيدِهِ مُكَافَأَةً لَهُ .
وَرَآهُ مِنْ تَعْظِيمِ عِيدِهِ وَعَوْنًا لَهُ عَلَى مَصْلَحَةِ كُفْرِهِ .
أَلَا تَرَى أَنَّهُ لَا يَحِلُّ لِلْمُسْلِمِينَ أَنْ يَبِيعُوا لِلنَّصَارَى شَيْئًا مِنْ مَصْلَحَةِ عِيدِهِمْ لَا لَحْمًا وَلَا إدَامًا وَلَا ثَوْبًا وَلَا يُعَارُونَ دَابَّةً وَلَا يُعَانُونَ عَلَى شَيْءٍ مِنْ دِينِهِمْ ؛ لِأَنَّ ذَلِكَ مِنْ التَّعْظِيمِ لِشِرْكِهِمْ وَعَوْنِهِمْ عَلَى كُفْرِهِمْ وَيَنْبَغِي لِلسَّلَاطِينِ أَنْ يَنْهَوْا الْمُسْلِمِينَ عَنْ ذَلِكَ ، وَهُوَ قَوْلُ مَالِكٍ وَغَيْرِهِ لَمْ أَعْلَمْ أَحَدًا اخْتَلَفَ فِي ذَلِكَ انْتَهَى .
وَيُمْنَعُ التَّشَبُّهُ بِهِمْ كَمَا تَقَدَّمَ لِمَا وَرَدَ فِي الْحَدِيثِ { مَنْ تَشَبَّهَ بِقَوْمٍ فَهُوَ مِنْهُمْ } وَمَعْنَى ذَلِكَ تَنْفِيرُ الْمُسْلِمِينَ عَنْ مُوَافَقَةِ الْكُفَّارِ فِي كُلِّ مَا اخْتَصُّوا بِهِ .
وَقَدْ كَانَ عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ يَكْرَهُ مُوَافَقَةَ أَهْلِ الْكِتَابِ فِي كُلِّ أَحْوَالِهِمْ حَتَّى قَالَتْ الْيَهُودُ إنَّ مُحَمَّدًا يُرِيدُ أَنْ لَا يَدَعَ مِنْ أَمْرِنَا شَيْئًا إلَّا خَالَفَنَا فِيهِ .
وَقَدْ جَمَعَ هَؤُلَاءِ بَيْنَ التَّشَبُّهِ بِهِمْ فِيمَا ذُكِرَ وَالْإِعَانَةِ لَهُمْ عَلَى كُفْرِهِمْ فَيَزْدَادُونَ بِهِ طُغْيَانًا إذْ أَنَّهُمْ إذَا رَأَوْا الْمُسْلِمِينَ يُوَافِقُونَهُمْ أَوْ يُسَاعِدُونَهُمْ ، أَوْ هُمَا مَعًا كَانَ ذَلِكَ سَبَبًا لِغِبْطَتِهِمْ بِدِينِهِمْ وَيَظُنُّونَ أَنَّهُمْ عَلَى حَقٍّ وَكَثُرَ هَذَا بَيْنَهُمْ .
Продолжаем говорить о праздниках, большинство которых стали привычными [для людей], и они (те кто празднуют их из мусульман) знают, что эти праздники являются особенностью «людей писания» (христиан и иудеев). Некоторые люди нашего времени уподобились им в этом (отмечании праздников) и соучаствуют в возвеличивании их. О если бы это было только среди простолюдинов (амми)! Но, однако, ты увидишь некоторых, кого относят к «ильму», совершающими это у себя дома, помогают им в этом и бывают в изумлении от них, [также] бывают охвачены радостью те, кто дома у них, из взрослых и детей, из-за увеличения пропитания и одеяния по их предположениям. Некоторые пошли еще дальше: так, что в их праздники они дарят подарки некоторым из людей писания и отправляют им то, в чем они нуждаются для (отмечания) их праздников, и этим они помогают в увеличение их куфра. Некоторые отправляют ягненка, некоторые арбуз, другие финики и многое другое из того, что есть у них в наличии в то время, а иногда объединяют это (арбуз и т.д) большинство из них, а это все противоречит благородному шариату .
От Утбийа (передается) : «Сказал Ашхаб: «Спросили Малика: «Видишь ли ты порицаемым в том, что мужчина дарил своему соседу подарок в качестве компенсации ему за подарок, который он дарил ему?». Он (Малик) ответил: «Меня не удивляет это, сказал Всевышний: «[О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам]»». Сказал ибн Рушд: «Его слова «в качестве компенсации ему за подарок, который он дарил ему» так как не следует ему принимать от него подарок, поскольку целью дарения подарков является любовь из-за слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Дарите друг другу подарки и вы полюбите друг друга и исчезнет ненависть», а если же он ошибся и принял от него подарок и его (подарка) уже нет у него в наличии, то будет лучше ему, чтобы он дал компенсацию за это для того, чтобы не было у него над ним превосходства в благом которое он сделал по отношении к нему».
Спросили Малика о трапезе с христианином с одной посуды, он (Малик) ответил: «Оставить это наиболее любимее мне и не дружат с христианином». Сказал ибн Рушд: «Причина нежелательности дружбы с христианином ясна потому, что Всевышний сказал: «[Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником]»».
Является обязательным каждому мусульманину, чтобы он испытывал ненависть ради Аллаха в отношении неверующего в Него (Аллаха), делающего Богом другого, помимо Него (Аллаха) и считающего лжецом Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует).
Из книги «Мухтасар Вазыха» : «Спросили Ибн Касима о том, что (можно ли) садиться на корабль, на который садятся христиане, для [того, чтобы отметить] свои праздники? Он (Ибн Касим) посчитал это нежелательным, из-за боязни того, что на них спустится гнев (Аллаха) из-за их неверия, ради которого они собрались».
Он сказал: «Ибн Касим посчитал нежелательным мусульманину дарить подарок христианину в его праздник в виде компенсации ему. Он увидел это возвеличиванием его праздника и помощью ему в пользу его куфра. Разве ты не видишь, что не дозволяется мусульманам продавать что-либо христианам из того, что приносит пользу их праздникам: ни мясо, ни приправу [к хлебу], ни одежду, не одалживают им [верховое] животное и не помогают ни в чем из их религии, поскольку, это является возвеличиванием их ширка и помощью их неверию. Следует правителю предостеречь мусульман от этого - это мнение Малика и других и я не знаю никого, кто бы противоречил этому».
Как мы ранее упомянули, запрещается уподобляться им из-за того, что приводится в хадисе «Кто уподобился какому то народу, то он из них», и смыслом же этого является предостережение мусульман от соответствия неверным во всем, что является их особенностью.
Поистине Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) было ненавистным соответствовать ахлюль китабу во всех состояниях, что даже иудеи сказали: «Поистине, Мухаммад не желает оставить из нашего дела что-либо, кроме как он противоречит с нами в этом деле».
Поистине, эти [невежды] объединили между уподоблением им в том, что упомянули, и [между] помощью им в их куфре и этим (уподоблением и помощью) они преувеличили несправедливость, так как, когда они (кафиры) видят мусульман соответствующим им и помогающим им или оба вместе, то это становится причиной радости их своей религией и (после) они думают, что они на истине и это увеличилось среди них.
[«Мудхиль» том 2 стр 46]