Один выходной день мы решили провести в Москве. После обеда в очень вкусном, но дорогом "Альберо" мы пошли на экскурсию. На экскурсию по Москве. Вообще-то мы собирались в музей, но хотелось еще и пройтись по воздуху.
На экскурсии такие мы ходили уже несколько раз, по предварительной записи на сайте moskva.kotoroy.net
А тут мы пошли достаточно спонтанно, забегом на
http://moscowwalks.ru/А там предлагалась экскурсия без записи "От трех вокзалов до Лубянки". Начало в 15 ч. И мы решили, что нам это подойдет.
Сбор был у памятника Мельниковку, первому министру путей сообщения России. Надо сказать, что когда попадаешь в центр площади трех вокзалов, впечатление двойственное. Пока туда идешь, то видишь пеструю, по большей части тюрско говорящую толпу гостей столицы, полицейских с собаками, бомжей и зазывал, предлагающих отправиться на автобусах в разные города нашей необъятной родины. И самой площади толком не видишь. А перед Мельниковым приятный фонтан, мраморные чистые (!) скамейки, сирень, тюльпаны... Красота! А еще пара охранников в черной форме, трамвайная остановка и отсутствие (ну, почти) бомжей.
К сожалению, погода была пасмурной, так что для моего iPhona было темновато. Но кое-что получилось.
Вид на Каланчевку и новое здание РЖД
Вид на высотку РЖД (старое здание) с угла Мясницкой и Садового кольца. Нам рассказали жуткую историю о даме, которая тут служила. Как она рассказала анекдот и больше ее никто не видел. А потом вечерами, сотрудники, которые задерживались, слышали ее крики.... Да, забыла сказать, что второе название экскурсии оказалось "Хотите верьте, хотите - нет" :))))
Типичная старая московская усадьба, увешанная кондиционерами.
На этом месте должна быть фото дома 44 по Мясницкой улице. Но она не удалась. Но коротко о доме расскажу, он этого заслуживает.
Этот дом известен как «дом трех композиторов». В разное время в нем бывали и исполняли свои произведения Ференц Лист, Клод Дебюсси, ПетрИльич Чайковский. Однако этим далеко не исчерпывается история этого здания с необыкновенными наличниками. Оно было построено в первой половине XVIII века. Только имена его владельцев - Нарышкины, Голицыны, Урусовы - это целые главы российской истории. Другое его известное название - Нарышкинский дом. Считайте отсутствие фото такой завлекалочкой - вдруг кому-то захочется пройтись по этим местам, порыться в кингах или интернете, найти что-то новое для себя.
А это уже другая усадьба. Это дом, который Грибоедов описал как дом Фамусова. Именно тут прошел знаменитый бал. Представляете : "Карету мне, карету!" Сейчас тут "Аргументы и Факты". Здание недавно отремонтировано и очень достойно выглядит. С парадного фасада.
А это то же самое здание, только с тыла, так сказать задний фасад. Задворки московские, вот они какие...
А это уже совсем другая эпоха - 20-30е годы ХХ века, но дом не менее знаменит. Это здание построено по проекту французского архитектора Ле Корбюзье. Здания в стиле конструктивизма в те годы поражали новизной и необычными решениями. Но даже среди них это здание уникально. Во-первых, у него трудно отличить передний фасад от заднего. Оба могут претендовать на главенство. Во-вторых, вся конструкция должна была держаться на мощных столбах. То есть, здание должно было, как бы, парить, над землей, и под ним предполагалось устроить пешеходную зону. К сожалению, некоторые намеки на "парение" остались только со стороны проспекта Сахарова. Все остальное заложили. В результате замысел Корбюзье реализован не был. Сейчас "ножек" почти и не видно из-за строительного ограждения. В здании размещались разные министерства, последние годы тут сидит Роскомстат.
А это палаты Демидова, знаменитого уральского промышленника, усадьба 17 века. В 2005 г. здание было восстановлено, не совсем согласно реставраторским канонам. Но то, что здание было сохранено, а не уничтожено, как многие другие, уже заслуживает уважения, кмк. Расположено оно ровно напротив конструтивистского дома Ле Корбюзье - вот такая эклектика.
Дойдя до Тургеневской площади, мы остановились и подробно беседовали о Кучковом поле, о том, где могли располагаться палаты боярина Кучки, того самого, у которого Юрий Долгорукий и отобрал эту землю, которая в последствии стала известна как Москва. Как всем хорошо известно, Москва - большая деревня. Всегда и везде можно встретить знакомых. Вот и мы пока стояли у Тургеневской, были настигнуты "почти родственниками". Пустячок, а приятно. Не так часто видимся :).
К другим "почти родственникам", живущим по-близости в переулочках, мы даже хотели заглянуть в гости, ну почти как Винни-Пух с Пятачком :), но не тут-то было - они тоже гуляли, но с другой стороны бульварного кольца.
Затем наш путь лежал к Меньшиковой башне. Это храм Гавриила Архангела. Помню, заходила туда частенько в середине 90-х, когда офис наш был на Мясницкой.
Деревянная церковь Архангела Гавриила в Мясниках на этом месте упоминается еще в 1551 году. По легенде, Александр Меньшиков, находясь в г. Полоцке, приобрел образ Полоцкой Божией Матери, написанный евангелистом Лукой. Вернувшись в Москву, он приказал выстроить на месте деревянной церкви новый храм в виде высокой башни. Построенная церковь была намного выше той, которую можно видеть в наши дни. И почти на целый метр Меньшикова башня оказалась выше колокольни Ивана Великого в Кремле. На верхнем этаже Меньшиковой башни размещались доставленные из Лондона часы с боем. С полудня в течение получаса они проигрывали колокольную музыкальную пьесу.
13 июня 1723 года молния ударила в шпиль башни и зажгла купол. В народе данный факт был немедленно объснен как наказание гордыни светлейшего князя, поставившего себя выше царских особ. Страшный пожар продолжался два часа, и его не могли потушить из-за очень большой высоты башни. Верх башни целиком сгорел, и на землю обрушились 50 колоколов, раздавив много людей, спасавших от огня церковную утварь.
После пожара церковь Архангела Гавриила была долгое время заброшена и оставалась недостроенной. Лишь в 1787 году ее восстановил после пожара известный московский масон Гавриил Захарьевич Измайлов, живший неподалеку на Мясницкой. Тогда и появился странный винтовой купол. Храм приспособили для масонских собраний и украсили масонскими символами.
В 1860-х годах митрополит Филарет распорядился уничтожить все символические масонские изображения и надписи внутри храма. Верхние ярусы никогда не восстанавливались. Церковь так и осталось ниже своей максимальной исторической высоты.
Далее экскурсия продолжалась без нас. Во-первых, проснулся Сережа. Во-вторых, начался дождик. И мы пошли полдничать в кафе. В кафе "Без забот".
Там вот такая люстра.
И живой электрогитарист играет джазовые мотивы. Обстановка приятная. Хороший чай и кофе. А вот пирожные нам не понравились, какие-то сухие, не свежие. Есть еще кулинария, но мы не пробовали. Народу было много, но свободные места нашлись. Да, если кому интересно - у них есть детские стулья.
Дождь кончился и мы решили идти назад на Комсомольскую, машину оставили там.
По пути не смогла удержаться и не снять мой любимый магазин колониальных товаров.
А в театральной кассе у Главпочтамта купили билеты в театр на 21 мая, предпремьерный показ с Табаковым на Камергерском.
Продолжение следует....