Китиша - про головочку звукоснимателя "Dynavector DV Karat 17D".

Dec 27, 2024 07:21

Доброй всем ночи.

image Click to view


Как летит время !!! Часто бывает так что мы смотрим на какую-нибудь нужную нам вещь и думаем: -"Я куплю её потом - после дождичка в четверг - когда она подешевеет". Многие любители хорошего звука и хорошей музыки оказались в роли таких "ждунов" в случае с головочкой звукоснимателя "Dynavector DV Karat 17D" - они сидели, ждали - и дождались того что эта головочка стала стоить в 15 раз дороже !!! Китиша решил рассказать вам про эту головочку и её эволюцию.

Началась эта история в июле 1978 года когда на выставке "CES" в Чикаго появился доктор Нобору Томинари. В те далёкие времена выставка "CES" проводилась не один, а два раза в год - и не в Лас Вегасе, а в крупнейших американских городах. Но вернёмся к доктору Томинари. Нобору-сан - нобелевский лауреат по физике 1962 года, профессор Токийского университета и специалист в области магнетизма и магнитных полей - выдающийся учёный и абсолютно европейский мужик. Будучи настоящим патриотом своей Родины Томинари ненавидел и крыл матом всё что мешает ей развиватся - самурайщину, порномульты, убийства китов и другие традиционные японские гадости вроде онанизма и щупанья баб в метро...


В 1970 году Томинари вышел на пенсию - покинув университет и любимых учеников профессор решил посвятить остаток дней любимому делу - музыке.


И тут Нобору-сан столкнулся с большими трудностями - ему сильно не нравилось звучание имевшихся на рынке головок звукоснимателей. Томинари видел у конструкции головки с подвижной катушкой очень большие переспективы для хорошего звука - но то что продавалось в магазинах было грубым и требовало значительной доработки. Томинари начал мастерить головки у себя дома. Основное внимание доктора Томинари было приковано к катушечкам. Почему катушечки у головок "Ortofon SPU" весят как паровоз ? Как снизить вес катушечек ? Занимаясь этой проблемой Томинари изобрёл станок, который революционизировал сам процесс изготовления головок с подвижной катушкой - с этим станком стало возможным делать катушечки из тончайших проводочков, лёгких как паутинка !!! Первый же станочек Томинари позволил снизить вес катушечки по сравнению с применяемыми в тогдашних головках "Ortofon SPU" в 200 раз - и это не было пределом !!! В 1974 году Томинари запатентовал свой станок, в 1975 году Нобору-сан показал его на конференции аудиоинженеров (AES) в Гамбурге и станочек не просто произвёл фурор - все ведущие производители головок стали уговаривать доктора создать мастерскую по изготовлению таких станочков и опытового производства катушечек-прототипов !!! Доктор собрал своих бывших учеников - и создал фирму "Dynavector" - маленькую да удаленькую - с тех пор фирмочка непрерывно работает в Токио, где находится её маленькая фабрика. В 1976 году Томинари сделал прототип головки "Dynavector DV-10X" - это революционное изделие с небольшими изменениями дошло до наших дней.


В этой головке Томинари применил целый букет новшеств, ставших индустриальными стандартами. Кроме того что "Dynavector DV-10X" была головкой с высоким уровнем выходного сигнала - 1,8 мВ. при сопротивлении катушечек всего 200 Ом а сами катушечки были очень лёгкими Томинари впервые в мире использовал иглодержатель не из цельного бруска - а из очень тоненькой алюминиевой трубочки, технологию изготовления которой Нобору-сан тоже изобрёл. До этого иглодержатели делались не только из алюминия, но из титана, бериллия и разных экзотических материалов - но они представляли из себя цельные брусочки и довольно много весили. Томинари сделал в иглодержателе дырочку и просунул туда целый алмаз - а не приклеил его ультразвуком как делали другие - это увеличило ресурс иглы раза в три... И наконец Томинари открыл норил - акустически мёртвый и очень красивый внешне полимер, позволявший изготовлять прозрачные и похожие на карамельки корпуса - норил сразу вошёл в моду и из него стали делать головки все кому не лень. До Томинари норил применялся для изготовления форм контейнеров для хранения продуктов. В 1977 году Томинари показал головку "Dynavector DV-10X" коллегам на конференции "AES" а в 1978 году продемонстрировал на выставке "Consumer Electronics Show" в том же Чикаго - и головка поступила в продажу.


Стоила "Dynavector DV-10X" 78 долларов США...
Для Нобору Томинари и его малюсенькой фирмы "Dynavector" всё случившееся было только началом. Доктор вынашивал множество идей, которые многократно изменили производство головок с подвижными катушечками - много маленьких магнитиков вместо одного-двух больших - и контролируемые магнитные поля, иглодержатели из сверхлёгких материалов и многое другое. Томинари в 1978 году сделал прототип головки "Karat" - о которой и идёт речь в этом рассказике.

Головочка "Karat" не только стала вершиной модельного ряда фирмы "Dynavector" до почти самого конца 1990х годов - Томинари решил использовать её как опытовую платформу - обкатывать на разных модификациях головки "DV Karat" различные свои изобретения. В общем конструкция головок семейства "Karat" выглядит так.


Первое что вы видите - очень коротенький и лёгкий иглодержатель а второе - разные материалы и экранчики для создания очень правильного по форме магнитного поля, то есть концепции "Flux damper"(тм) и "Softened Magnetism"(тм). Для воплощения всего этого Томинари сделал то, что и дало конструкции её название. В Японии есть три крупных производителя драгоценных камней и изделий из них - прежде всего подшипников - это "Namiki", "JICO" и "Jelco". Я про них рассказывал - обязательно прочтите этот рассказик ещё раз - https://musicfromwhale.livejournal.com/5418.html . Томинари поехал в директорат корпорации "Namiki" и имел очень плодотворный разговор с директорами. Нобору-сан сказал: -"Мы давно делаем алмазные иглы - а давайте сделаем алмазный иглодержатель !!! Он будет очень лёгким, прочным и долговечным !!!". Эта идея очень понравилась руководству корпорации "Namiki" - тем более что Томинари привёз все чертежи и расчёты - бери и делай. Томинари вскоре подсластил эту и без того сладкую пилюлю - он придумал как выращивать алмазы в виде палочек - такие палочки требовали минимальной обработки !!! В начале 1979 года появились первые серийные головочки "DV Karat" - а летом Томинари триумфально показал их на выствке "CES" в Чикаго.


Кроме этого Томинари изготовил и головку с иглодержателем из рубиновой трубочки - который был запущен в серию одновременно с "алмазной" модификацией головки.


В качестве игл применялись иглы с профилем заточки "Line Contact".


Я рассказывал вам о профиле "Line Contact" - https://whale-roma.livejournal.com/1088336.html - это американское изобретение стало выпускатся и корпорацией "Namiki" в 1978 году.


В 1989 году такая головка стоила 249 долларов США.


Все 1990е годы Томинари терпеливо обьяснял партнёрам - увлечение цифровыми форматами - это ненадолго. Цифровой звук не просто быстро надоест людям - он для физических носителей невыгоден экономически. А кроме того для переизданий старых записей всё равно нужны эталонные пластинки - а значит и проигрыватели и их самая важная часть - головки звукоснимателей.

В 1997 году Томинари выпустил самую совершенную головку сери "Karat" - "Dynavector Karat 23RS" с рубиновым иглодержателем и иглой с профилем заточки "Micro Ridge".


В 1999 году вышла модификация "Karat 23RS mkII" со специальными маленькими магнитиками вместо одного большого - эта головка стала высшим достижением серии. К сожалени. Томинари умер в 2002 году - и его ученики прекратили выпуск головок с рубиновыми иглодержателями - такие иглодержатели дороже алмазных, но качество звучания головок с рубиновыми и алмазными иглодержателями примерно равно. Однако если прибегнуть к измерениям преимущества рубинового иглодержателя перед алмазным становятся очевидными. Дело в том что биения м покачивания игл на гнутых пластинках - таких 99% - приводят к искажениям формы записаного сигнала, которые минимальны именно у рубиновых иглодерателей.


Алмазные иглодержатели тоже очень хороши - отличия в звуке минимальны - но они есть.


К сожалению у серии "Karat" начались проблемы, ставшие особенно очевидными к 2004 году. Фирма "Dynavector" не стояла на месте - и она сама же предложила более интересные альтернативы. С конца 1990х годов фирма выпускала очень хорошую головку "DV-20X2 L", которая стоила дешевле "Карата" - https://www.tnt-audio.com/sorgenti/dv20x_e.html . "17D2 Karat" продавался за приблизительно 750 долларов США в то время как "DV-20X2 L" в 2000 году стоила около 550 долларов. Головочка "DV-20X2 L" имела иглодержатель из алюминиевой трубочки и простенькую эллиптическую иглу. В 2004 году "17D2 Karat" стоила примерно 800 долларов а "DV-20X2 L" за 600 долларов получила иглу с заточкой "Micro Ridge" !!! Это сразу же сделало "17D2 Karat" неинтересным предложением - несмотря на алюминиевый иглодержатель головка "DV-20X2 L" поражала обилием тонких деталей. Что ещё хуже головочка "Dynavector XX-2" с иглой "Line Contact" и иглодержателем из борового стекла обыгрывала "17D2 Karat" на большинстве записей - кроме тех на которых имелись высокочастотные фрагменты. Я очень внимательно слушал все эти головочки на проигрывателе "Avid Acutus" с тонармом "Dynavector DV-507 mk. II" - точно таким же как тот что вы видите в заглавном фильмике. Этот тонарм - лишённый проблем с мультирезонансом и совместимостью с разыми головками - Китише вообще как родной - ведь такой тонарм и проигрыватель "Avid Acutus" в самой простенькой его модификации были у моей мамы для прослушивания любимого Элвиса !!! Головка "17D2 Karat" представляет собой настоящий парадокс - она звучит очень интеллигентно, у неё нет никаких проблем с огибанием дорожек ближе к центру диска, щелчками в этой области - но она явно уступает по детальности - воспроизведению тонких ньюансов в записях, отображению размерности инструментов и голосов - по сравнению с головкой "Dynavector XX-2" !!! У головок с иглами профиля "line Contact" в изобилующих высокими частотами записях - выше 19-20 кГц - искажения быстро возрастают до едениц процентов - иглы профиля "Micro Ridge" свободны от этого недостатка. Однако если сама головка конструктивно предлагает высокую детальность воспроизведения как "Dynavector XX-2" - она в 90% случаев звучит намного интереснее чем "17D2 Karat", которая эти тонкие детали скрывает. Что ещё печальнее - по звучанию в обшем "17D2 Karat" сопоставима с головкой "Dynavector 20X2-L" с иглой профиля "Micro Ridge".

Как всё это сопоставить с записями, которые выкладывает для вас Китиша ? Вообще никак - головка "Ortofon MC Samba" отличается очень простеньким и грубым звуком - она хороша, и то с оговорками - только для старых и запиленых пластинок. Сравнивать "Ortofon MC Samba" с "17D2 Karat" и тем более с "17D3 Karat" не говоря о современной головке "DV Karat 17DX" нелепо - они несравнимы. Но 20-25 лет тому назад "17D2 Karat" была доступной головкой стоимостью в 750 долларов США - и за эти деньги ей можно простить абсолютно все недостатки. Сегодняшняя головка "DV Karat 17DX" продаётся в США за 1700 долларов, а "DV XX2 MKII", которой "Karat 17DX" всецело и тотально уступает местами напоминая "Самбу" - стоит 1400 долларов !!! При таких соотношениях цены к качеству звучания "DV Karat 17DX" превращается в нелепый памятник старине, напоминанием о давно минувших днях лета 1979 года. А в России стоимость "DV Karat 17DX" и вовсе приближается к 300 тысячам рублей в то время как "DV XX2 MKII" можно приобрести и за 240 тысяч. "DV Karat 17DX" напоминает сегодня гарнитур генеральши Поповой - в котором ничего нет.

музыка

Previous post Next post
Up