Почему Китиша никогда не записывал музыку на "VHS" - и никому не советую этого делать ?

Dec 01, 2024 23:10

Доброго всем вечера.

image Click to view


Китише только что пришло большое гневное письмо - из-за него мне пришлось прервать уборку и включить компьютер чтобы написать для вас этот рассказик. Автор пишет: -"Роман - обьясните людям - почему вы игнорируете запись звука на видеомагнитофон "VHS Hi-Fi" ? Это же чисто аналоговая запись с прекрасными характеристиками - диапазон частот 20 Гц - 20 кГц, уровень шума -90 дБ, динамический диапазон 86 дБ. Вы что - дурак ?"; дальше следует как обычно: -"Ну здесь же написано... У меня все ходы записаны... Конь так не ходит... Здесь только что стояла моя ладья" - и тому подобные аргументы типичного тезнократа, который верит маркетинговым теориям и не слушает музыку. А я возьму - и обьясню - почему. Возьмите любой видеомагнитофон - не обязательно бытовой и не обязательно "VHS" - берите уж сразу "Betacam". В девяностые мне не составляло никакого труда завести "Betacam" у себя дома - тем более что Роза как раз и снимала на "Betacam" свои "капустники". Так вот - у всего подобного оборудования - включая профессиональные бежевые машины с красивыми светящимися кнопочками и "чумАвыми джогдаелами" есть две особенности. Во первых - отвратительные линейные усилители звука на самых паршивых микросхемах. Ничего удивительного - звук в аналоговом телевидении был вторичен, опционален. Он и сейчас не в чести - например Валерий Быковченко использует для записи пластинок цифровой рекордер "Tascam", одеваемый на камеру - https://www.youtube.com/@ValeronsVinylChannelVVC/featured - такие рекордеры часто используются для записей репортажей и свадеб; так у Валерия невозможно понять - как звучит та или иная головка звукоснимателя ? С таким рекордером что дорогая МС-головка, что дешёвая ММ с конической иглой - звучат одинаково скомкано и кашеобразно - разве что только у второй щелчков при воспроизведении больше. В бытовых же видеомагнитофонах линейные аудиоусилители примерно такие какие были в советских магнитофонах третьего класса - только что шума ленты не слышно - но вместо звука сплошная "каша", в которой громкие звуки маскируют слабые. Второе - звук при записи на аналоговые видеомагнитофоны подвергается глубоким преобразованиям - в частотную модуляцию и обратно. Мало того что используются скверные усилители с глубочайшими общими обратными связями - так ещё и звук подвергается глубоким компрессии и экспандированию при преобразовании в форму с частотной модуляцией и обратно. В журнале "Аудио-Магазин" вышло несколько статей о записи аналогового звука на видеомагнитофоны - господа Зуев, Сергеев, Никитин и собачка Луша пропагандировали "VHS" как "катушечник для бедных". Китиша сразу выступил против - помимо аргументов, которые я только что назвал я напомнил господам-теоретикам - я не против записи звука на видеомагнитофоны - но для этого необходимо использовать специализированые ИКМ-процессоры, созданые именно для звукозаписи - а не городить "колхоз" и "Новые Васюки". Все перечисленые господа со мной тут же согласились - и Китиша напомнит вам что такое ИКМ-процессоры.

ИКМ-процессоры - специальные приставки, созданые для оцифровки звука и его записи на видеокасссету - "VHS", "Beta" а лучше всего "U-Matic". Они появились в середине 1970х годов а предложили их компании "Denon/Nippon Columbia", "Decca", "Telarc" и "Sony". Именно приставки фирмы "Sony" и стали самыми популярными. "Sony" выпустила бытовую приставку "Sony PCM-1".

image Click to view


И профессиональные мастер-рекордеры "PCM-1610/1620/1630".

image Click to view


image Click to view


-"Хотите записывать музыку - берите "PCM-1630" - и записывайте" - сказал Китиша в 1995 году коллегам. Коллеги сказали: -"Китиша дело говорит !!!" - и они записали демонстрационную тестовую сидишку, выпущеную в 1996 году.

Причина, по которой я выступил именно с таким предложением, очень проста - все эти ИКМ-приставки во первых имеют качественные линейные усилители, специально предназначеные для записи музыки и её оцифровки. Вот сейчас например Китиша записывает для вас пластиночки - я подключаю к головке повышающий трансформатор, к нему фонокорректор, а с фонокорректора подаю звук на звуковую карточку "E-Mu 0202". У карточки "E-Mu 0202" линейные усилители плохонькие - почти как у "Nakamichi Dragon" - чуть-чуть получше... Чтобы минимизировать их воздействие на звук я использую между фонокорректором и звуковой карточкой гибридный предусилитель-"деревяшечку" на полевых транзисторах и пентодиках "5654" производства США. Точно также мои коллеги при записи демо-сидишки "Аудио-Магазин Тест-CD" использовали в качестве линейных предусилителей ламповые однотактные усилители "Sun Audio" и "Audio Note" - звук получился очень хороший.

К сожалению ИКМ-приставки - это компромисс - при их применении с видеомагнитофонами наблюдаются выпадения звука и большие временные нестыковки, порождающие джиттер. Поэтому в 1987 году был разработан - на базе видеокассеты - специализированый формат DAT. вот его-то мы с Розой и применяли дома для записи звука. Но и DAT устарел - он 16ти-разрядный и тоже отличается временными нестыковками, порождающими джиттер в сотни и тысячи пикосекунд. Поэтому я уже в 1996 году предложил использовать наш магнитофон "Panasonic SV-3700" как АЦП для записи на компьютер - и купил звуковую карту-интерфейс "Zefiro Acoustics ZA-2". Наши друзья - ди-джеи - очень обрадовались; их записи, которые я им делал для печати пластинок в Лондоне и Бирмингеме стали качественнее. Кстати - наши друзья хоть и крутили руками свои пластинки, и любили весёлые клубные мелодии - музыку играли всё же на настоящих инструментах а не на компьютере !!! Ди-джей ди-джею рознь - среди них много ребят с хорошим вкусом и хорошим слухом - мы с Розой именно с такими дружили. К 2000 году CD-R - болванки подешевели с 15-20 долларов до 3-5 доллларов - и нашим друзьям перестал быть нужен наш DAT-магнитофон - они купили себе хорошие звуковые карты. Но Китиша и Роза всё равно были нужны - ведь мы ездили в Англию и печатали там для них пластинки.

Всё это - дела давно минувших дней. Я не представляю себе - зачем кому-то может понадобится видеолента для записи музыки сейчас - кроме конечно синьёра Тони Вилла - его "тыц-брыц-пауммм-паумм" одинаково звучит что в "цифре", что в "аналоге", что на дешёвом кассетнике что на студийном катушечнике "Studer A-820" как у Нопфлера -"тыц" он и в Африке "тыц". Музыка, которой синьёр Вилла истязал своих зрителей - даёт пищу для самых идиотских экспериментов. Но у Китиши для синьёра Виллы есть специаальный бормотограф, который подходит для его музона намного лучше любого магнитофона - встречайте бумбокс на дискетах !!! Тони Вилла идиот что им не пользуется - а мучает какого-то "Дракона" зазря !!!

image Click to view


Я горячо рекомендую такой же бумбокс всем любителям "тыца-бдрыца" - не будьте дураками - флоппики намного круче любых кассет !!! Но если вам всё-таки приспичило писать звук на магнитную ленту то да - кассеты "VHS" сейчас самый дешёвый носитель - они практически не подорожали и продаются по два доллара за штуку !!! Тогда вам нужен ИКМ-процессор - в нём всё-ж таки используются специализированые усилители, предназначеные именно для звука.

image Click to view


DAT-магнитофон конечно лучше - но DAT-кассеты в пять раз дороже и их трудно достать. Но зачем вам это всё ? Если вам нужен хороший звук - купите себе хорошую звуковую карту уделив первоочередное внимание именно линейным предусилителям и только потом АЦП. И тогда вы получите качественные записи своих пластинок - настолько, что вы сможете пластиночки и поберечь. Но если вам нужен действительно качественный звук - аналоговый и без компромиссов, то выход один - катушечный магнитофон со скоростью движения ленты 38 сантиметров в секунду.

история, музыка, искусство

Previous post Next post
Up