"Революция за упокой" - Китиша - про сидючок "Shanling CR60".

Sep 27, 2024 06:26

Доброго всем вечера.

image Click to view


Компания "Shanling" выпустила революционный сидючок модели "CR60" - про него неделю тому назад написал даркмастер монсеньёр Джон - https://darko.audio/2024/09/shanlings-cr60-is-a-269-cd-transport-cd-ripper/ . Этот сидючок мог бы изменить всё на рынке сидючков - и определить путь развития этой техники на многие годы - если бы он был бы выпущен в 1998 сразу же после публикации стандарта "Universal Serial Bus Device Class Definition for Audio Devices" - https://www.usb.org/sites/default/files/audio10.pdf . Но "CR60" появился во второй половине 2024 года - когда он мало кому нужен. Чем же так интересен сидючок "CR60" ? Уже сорок лет подряд конструкторы, инженеры и техники силятся решить одну проблему - синхронизацию часиков транспорта и ЦАПика. В транспорте - это может быть сидючок без цифро-аналогового переобазователя, DAT-магнитофон, плеер на твердотельной памяти или тюнер цифрового радио - есть одни часики, по которым тактируется несущий звукоданные сигнал. В ЦАПике есть свои собственные часики - как правило три генератора, тикающие на частотах, кратных 32, 44,1 и 48 кГц. В результате при поступлении сигнала, тактированого часиками транспорта, в ЦАПик возникает временная нестыковка - она приводит к возникновению джиттера - когда одни блоки звукоданных наползают на другие во время цифро-аналогового преобразования. Интерфейсы "AES/EBU" - https://en.wikipedia.org/wiki/AES3 и "S/PDIF" - https://en.wikipedia.org/wiki/S/PDIF проектировались не для соединения транспорта с ЦАПиком, а для перезаписи звукоданных с источника на цифровой магнитофон - в этом случае синхронизацией можно вообще пренебречь. А для решения нашей проблемы компания "Philips" придумала шину "I2S" - https://en.wikipedia.org/wiki/I²S , при использовании которой транспорт и преобразователь внутри плеера тактируются от одних и тех же часиков. Ключевое слово тут - "внутри". Уже 35 лет конструкторы цифровой аудиоаппаратуры пытаются вытащить эту шину из плеера - и соединять ею отдельные устройства в разных корпусах. Изобретены отдельные часы в отдельных корпусах - часто между транспортом и ЦАПиком какого-нибудь богатого аудиофила можно увидеть атомные часы в красивой коробочке !!! Но нужны ли такие дорогостоящие способы решения проблемы синхронизации ? Фирма "Shanling" предложила простое и дешёвое решение - но оно сильно опоздало - почитайте об этом пожалуйста дальше.

В 1984 году - задолго до появления шины "I2S" - у сидючков появились коаксиальные, а в 1985 году и оптические цифровые выходы. Для чего они были нужны тогда ? Для магнитофонов !!! Никаких DAT-магннитофонов конечно не было - были ИКМ-процессоры - приставки для бытовых видеомагнитофонов: https://retro-archive.ru/Бытовые_PCM-процессоры . Такие приставки выпускались с 1977 года а с 1984 года в них появились цифровые входы типа "S/PDIF".

image Click to view


Что интересно - эти устройства спокойно записывали цифровые копии песенок с CD на частоте 44,1 кГц и не имели никаких средств защиты от копирования вроде "Serial Management Copy System" - https://en.wikipedia.org/wiki/Serial_Copy_Management_System . В 1987 году появились первые DAT-магнитофоны а ещё через год - спутниковые цифровые тюнеры вроде "Sony DAR-1000ES". В 1987 году появился первый ЦАПик - "Philips DAC960" - https://www.dutchaudioclassics.nl/philips_dac_960_d_a_converter/ ; он включал в себя предусилитель и был предназначен для приведения звучания разных цифровых устройств к общему знаменателю а также служик коммутатором для цифровых магнитофонов. Наш с Розой ЦАПик "Sony TA-E2000ESD" - https://www.hifiengine.com/manual_library/sony/ta-e2000esd.shtml - использовался именно в этом качестве: он коммутировал между собой звуковую карту "Zefiro Acoustics ZA2", DAT-магнитофон "Panasonic SV3700" и сидючок "Harman/Kardon HD7625", а также воспроизводил звук со всех этих источников через свои преобразователи "Sony CXD-2562". В сидючке "HD7625" были преобразователи "Burr Brown PCM-61" - 4 штуки - которые звучали гораздо лучше, а в DAT "Panasonic SV3700" были 4 преобразователя "РСМ-58", которые звучали гораздо хуже из-за ошибки проектирования этого магнитофона и огромного джиттера в 2300 пикосекунд !!! Вообще DAT "Panasonic SV3700" как и звуковая карта "E-Mu 0202" имел тракт воспроизведения "для галочки" - это устройства для записи, имеющие преобразователи только для контроля её уровней.

Появление таких ЦАПиков как "Philips DAC960" и "Sony TA-E2000ESD" навели фирму "Cambridge Audio" на мысль выпустить первый в мире аудиофильский ЦАПик. Такой ЦАПик появился в 1987 году в виде двухблочного CD-проигрывателя "CD-1".


В этом уникальном комплекте были шесть преобразователей "TDA-1540" и три преобразователя "TDA-1541" - они могли работать как вообще без передискретизации через аналоговый фильтр Баттерворта 9го порядка, либо с 4хкратной передискретизацией через простенький фильтр бесселя 3го порядка !!! К сожалению транспорт и ЦАПик соединялись нестандартной шиной - для использования "CD-1" с современной стандартной аппаратурой прийдётся изготовить сложный переходничок-коммутатор. Разработал этот комплект конструктор Стенли Картис - https://www.hifinews.com/content/cambridge-audio-cd1-vintage .


Вы можете спросить Китишу - зачем я рассказываю вам истории об этом устаревшем и неактуальном сегодня оборудовании ? Дело в том что последовавшие за этим события стали реакцией на появление экзотического двухблочного сидючка "Cambridge Audio" - другие небольшие производители стали выпускать CD-транспорты и ЦАПики - например фирма "Arcam" выпустила несколько моделей в серии "Delta". Отреагировали на происходящее и гигантские корпорации - они дали свои ответы маленькому "Чемберлену". Китиша не станет рассказывать о целом флоте японских двухблочных комплектов - все они представляли из себя очень красивые и тяжёлые аппаратики цвета "шампанское", с медными шасси - и заурядными преобразователями "PCM-56" с посредственным звуком. Неинтересен комплект и корпорации "Philips" - https://www.dutchaudioclassics.nl/philips_lhh1000_cdplayer/ - Китиша недавно упоминал его в связи с тем что с него началась мода на "двойное моно" и балансные выходы. Настоящий интерес представляет только комплект "Sony CDP-R1/DAS-R1" - в нём впервые применялся кабель для синхронизации часиков транспорта и ЦАПика !!!


Кабель этот был оптическим, шина - нестандартной - эта аппаратура несовместима вообще ни с чем, но она интересна тем что её конструкторы впервые заметили проблему синхронизации - и предлоэили её решение.

Затем за дело взялась небольшая, но очень авторитетная американская фирмочка "Audio Alchemy", знаменитая не только своей цифровой аппаратурой, но и высококлассными фонокорректорами. Эта маленькая фирма привлекла к проблемам синхронизации транспорта и ЦАПиков внимание большой группы специалистов получив хорошую прессу после выпуска ЦАПика "DDE V3" и интерфейсного конвертера "DTI Pro32" - https://www.soundstagenetwork.com/wrkman02.htm - последнее представляло из себя буферное устройство, позволявшее подключать через буфер к ЦАПику "DDE V3" любой цифровой источник с выходом "S/PDIF" и передачей данных в форме ИКМ 44,1-16; "DTI Pro32" помещал звукоданные в буфер а потом отправлял их по шине "I2S" на ЦАПик "DDE V3" в строгой последовательности. Для соединения устройств по шине "I2S" фирма "Audio Alchemy" применяла обычный пятиштырьковый кабель "DIN" с распространёнными разьёмами.

После появления в середине 2000х годов интерфейса "HDMI" фирма "PS Audio" мистера Мак Гована фактически сделала стандартом передачу звукоданных между устройствами с помощью кабелей и разьёмов "HDMI" - но по протоколу "I2S".

image Click to view


Но вернёмся в 199596 годы - когда инженеры "Intel" разрабатывали шину "USB". Благодаря популярности оборудования фирмы "Audio Alchemy" и публикациям в журналах вроде "Stereophile" и "The Absolute Sound" они знали про проблему с синхронизацией и понимали что мультиплексированная передача сигнала как по интерфейсу "S/PDIF" возможно только при качественном де-мультиплексоре, с которого звукоданные поступают на преобразователи внутри ЦАПика - и эти звукоданные тактируются только от часиков от которых тактируются сами преобразователи. Такой способ передачи звукоданных нивелирует проблему транспорта. Итак - при передаче сигнала по шине USB он тактируется именно от генераторов внутри ЦАПика или звуковой карты - и ни от чего другого. Джиттер, получаемый при работе типичной звуковой карты - например "E-Mu 0202" - составляет около 100 пикосекунд - это очень хорошее значение даже для самых лучших CD-плееров. При использовании шины "I2S" можно добится джиттера в 30-20 пикосекунд - такая точность избыточна. С другой стороны у шины "I2S" есть один огромный недостаток - данные при передаче по ней никак не защищены - в случае потерь пакетов из-за помех их нечем восполнить.

Пол Мак Гован, рассказывающий нам в своих фильмиках много интересного - умалчивает о двух вещах потому что он бизнесмен - Пол никого не обманывает, он просто не говорит об этом. Первое - точность часиков особо не важна - важно только чтобы транспорт и преобразователь тактировались от одних и тех же часиков !!! Можно взять очень точные часики - например с точностью около одной пикосекунды вроде тех что я подарил Сергею Захарову вместе с этим ЦАПиком - https://mysku.club/blog/aliexpress/66137.html ; но если тактировать преобразователи и транспорт от двух разных таких часиков то ошибка будет очень велика !!! В этом и заключается смысл использования шины "I2S". Если используется другая шина - например "USB" - и преобразователи тактируются от тех же часиков что и транспорт, то величина джиттера получается такой же небольшой как и при использовании шины "I2S". Второе - шина "I2S" не имеет никаких ни буферизации, ни коррекции ошибок - при потере пакетов эта шина превращается в абсолютное зло.

Для того чтобы использовать шину "USB" с её тактированием звукоданных от обслуживающего преобразователи генератора и защитой данных от ошибок, необходимо только одно - превратить сидючок в маленький компьютер с собственной операционной системой. "Shanling CR60" именно таким и является - а сидючки "PS Audio" нет !!! Компьютер "Raspberry Pi" стоит копейки - но мистер Мак Гован рассуждает по старинке - категориями 1980-90х годов когда любой компьютер стоил дорого. Едва ли мы вообще увидим сидючки, подобные "Shanling CR60" - от другого производителя. А сидючок "Shanling CR60" ещё может конвертировать звукоданные с сидишек во FLAC-файлики без потерь - и записывать звук на CD-R - и всё это при стоимости в 269 долларов США. Недавно один из читателей Китиши предлагал мне купить у него старенький CD-R за 200 евро - примерно столько и стоит "Shanling CR60". Но кому в наше время нужны сидючки - если мы копируем содержимое дисков на твердотельные накопители а чаще - и вовсе скачиваем музыку из интернета ?

история, музыка

Previous post Next post
Up