тембры там можно менять в некоторых пределах - в основном, путем добавления к основному тону обертоновых регистров - в октаву, например... в больших клавесинах есть иногда возможность добавить еще и в две октавы (наверх) и бас на октаву вниз...
соответственно, если ты включаешь сразу два (или больше) регистра, звук становится более тяжелый и резкий... иногда это нужно - вот, скажем, 1-ю часть и фугу я записал на 8'+4', там как-то хочется более массивного звучания а средние части - только на 8', они более прозрачные...
еще по тембру различаются регистры 1-го мануала и 2-го, если клавесин двухмануальный... вот как тот, на котором я это записывал... на 1-м 8' регистр поярче, а на 2-м - потише и прозрачнее... т.е. если переходить с мануала на мануал - можно тоже менять окраску...
но тут есть еще особенности - частая смена регистров и мануалов тогда практически не использовалась - т.е., например, в этой токкате явно не предполагается, чтобы в пределах одной части менялась регистровка... в принципе, можно вообще было все сыграть на одной, но я все же захотел чуток разнообразить:)
динамики никакой нету - перышко защипывает всегда с одной силой... вообще, от туше чуть-чуть зависит звук, но не столько в динамике, сколько в четкости атаки... все же основные выразительные средства - агогика и артикуляция...
вот на клавикорде - там да, возможна динамика, и даже можно вибрато делать:)
ага, я помню, что клавикорд был более приятным, но тих и потому его на эстраду не брали:)
ты читал книгу Хитрука и его жены Беседы о Бахе?
о, еще хотела тебя спросить про мордент, ты мне как-то написал, что всегда сверху но когда мелодия идет сверху, то начинаешь мордент с основной ноты, а то получается повторение верхней, потому я играла с основной в каких-то моментах
на самом деле, клавикорд звучит не более приятно... во всяком случае, я ничего особо приятного в его звучании не нахожу... а тихий - действительно, прям совсем:)
мне клавесин все же больше клавикорда нравится...
не, Хитрука не читал...
морденты - не, даже если мелодия идет сверху, все равно надо начинать сверху...
это в совецкие времена было такое мнение, что нинада, неизвестно кем придуманное:)
а прибавлять - это часто предполагается - скажем, если повторяешь раздел (в сюитах, например), то играть дважды одинаково - не комильфо:) - один раз можно сыграть, как написано, а второй - ченить изменить - там прибавить, сям убавить... а иногда и ноты можно придумать свои в рамках вкуса:)
в общем-то, это естественный принцип при повторениях - я вот, например, когда песенки играю на работе, тоже, когда несколько куплетов, стараюсь по-разному аккомпанемент присочинять - чтобы не одно и то же десять раз:)
а, знаю Фельцмана:) вообще, талантливый дядька, но манера его мне не очень нравиццо...
соответственно, если ты включаешь сразу два (или больше) регистра, звук становится более тяжелый и резкий... иногда это нужно - вот, скажем, 1-ю часть и фугу я записал на 8'+4', там как-то хочется более массивного звучания а средние части - только на 8', они более прозрачные...
еще по тембру различаются регистры 1-го мануала и 2-го, если клавесин двухмануальный... вот как тот, на котором я это записывал... на 1-м 8' регистр поярче, а на 2-м - потише и прозрачнее... т.е. если переходить с мануала на мануал - можно тоже менять окраску...
но тут есть еще особенности - частая смена регистров и мануалов тогда практически не использовалась - т.е., например, в этой токкате явно не предполагается, чтобы в пределах одной части менялась регистровка... в принципе, можно вообще было все сыграть на одной, но я все же захотел чуток разнообразить:)
динамики никакой нету - перышко защипывает всегда с одной силой... вообще, от туше чуть-чуть зависит звук, но не столько в динамике, сколько в четкости атаки... все же основные выразительные средства - агогика и артикуляция...
вот на клавикорде - там да, возможна динамика, и даже можно вибрато делать:)
Reply
ты читал книгу Хитрука и его жены Беседы о Бахе?
о, еще хотела тебя спросить про мордент, ты мне как-то написал, что всегда сверху
но когда мелодия идет сверху, то начинаешь мордент с основной ноты, а то получается повторение верхней, потому я играла с основной в каких-то моментах
или ты имел ввиду что-то другое?
Reply
мне клавесин все же больше клавикорда нравится...
не, Хитрука не читал...
морденты - не, даже если мелодия идет сверху, все равно надо начинать сверху...
Reply
вообще я орнаментику ну очень не люблю, я бы играла без всего этого на ф-но, я некоторые еще и прибавляют
намедни слушала сонату Гайдна в исп В Фельцмана (известный такой пианист, живет в США), так он там столько напридумывал!
Reply
а прибавлять - это часто предполагается - скажем, если повторяешь раздел (в сюитах, например), то играть дважды одинаково - не комильфо:) - один раз можно сыграть, как написано, а второй - ченить изменить - там прибавить, сям убавить... а иногда и ноты можно придумать свои в рамках вкуса:)
в общем-то, это естественный принцип при повторениях - я вот, например, когда песенки играю на работе, тоже, когда несколько куплетов, стараюсь по-разному аккомпанемент присочинять - чтобы не одно и то же десять раз:)
а, знаю Фельцмана:) вообще, талантливый дядька, но манера его мне не очень нравиццо...
Reply
я как раз читала постсоветские базары о Бахе:)
Фельцман не в повторе, а сразу чего-то много играл всего и оно там не гармонировала. Репризы я тоже не люблю, особенно в экспозиции сонат:)))
Reply
собственно, есть ведь таблица, которую Бах составил:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Tableofornaments750.jpg
Reply
таблица...может он ошибся?:))
помотрю потом
Reply
с другой стороны - это все, конечно, не догма...
Reply
я тут по невнимательности купила Баха Партиты в редакции Черни:))
Reply
щас лучшее издание Баха, думаю - http://en.wikipedia.org/wiki/Neue_Bach-Ausgabe
там выверенные уртексты... у меня есть 2-й т. ХТК и ре-минорный концерт в этом издании - самое приятное дело, никакие Черни не покушаюцца на Баха:))
Reply
https://www.baerenreiter.com/en/spotlight-on/gesamt-und-werkausgaben/bach-johann-sebastian/nba/
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment