No.0

Apr 01, 2018 01:15

Новый альбом Бак-Тик обманул меня, прямо с названия. Оно гласит "это номер 0, точка невозврата, мы начинаем все сначала". И казалось бы, учитывая то, сколько раз они действительно начинали все сначала, можно было бы и поверить. И мне понадобилось несколько прослушиваний, чтобы понять, что ничего они тут сначала не начинали, совсем напротив. Потом меня обманула форма. Расположение песен, общая форма сет-листа - калька с Атома, начинаем с медленного выноса мозга, потом боевик, ближе к концу драматическая баллада, в конце поп-песня, в середине постоянная смена настроения, все так похоже на первый взгляд. И опять-таки только через несколько прослушиваний стало понятно, что эта форма - не более, чем маскарад, за которым скрывается совсем иной расклад эмоций, акцентов, атмосфер. Они обманули меня еще и тем, что сначала альбом показался мне очень ироничным. Потом - очень серьезным. Потом снова ироничным... И так несколько раз. Настолько меня запутали, что я даже не могу четко сказать, нравится он мне или нет. Хотя нет, не так. Люблю я его или нет. Он оставляет во мне какое-то ощущение тревожности, недопонятости, а еще того, что, возможно, I think too much. Я сто лет уже сравниваю Бак-Тик с Депеш Мод, и вот слушая No.0 я все чаще вспоминаю эти слова мистера Гора - "people, you think too much". Причем я до сих пор так и не поняла, стебался Мартин или говорил серьезно. Более того, я подозреваю, что он и стебался, и говорил серьезно, причем одновременно. Люди с чувством юмора даже всерьез говорят с иронией, и шутят всегда с серьезными намерениями. Поэтому им ничего не стоит всех запутать. Бак-Тик - еще один такой пример.
Я сама потратила годы на попытки до конца понять их творчество. Я наглая, мне такое обычно удается очень легко, ну или просто легко, я привыкла расщелкивать самые сложные конструкции без особых напрягов. Наверное, в некотором роде это меня и погубило, ведь чем больше пытаешься понять, и чем дольше это не получается, тем больше думаешь о предмете, и тем больше предмет тебя порабощает. А чем больше порабощает, тем труднее остановиться и перестать анализировать. Замкнутый круг получается. А нужно-то всего-то честно признаться себе, что есть люди умнее, и не все, не все в этой жизни можно понять. И не все нужно понять. No.0 я приняла тогда, когда бросила попытки его понять.
Атом раздвигал горизонты. Вширь, ввысь, вниз, во все измерения сразу. Огромный и беспощадный, он сметал все, что попадалось на пути, перемалывал и заполнял собой освободившееся пространство. Ему невозможно было не подчиниться, потому что он не спрашивал разрешения, как Юлий Цезарь. Очень экстравертный был альбом, нацеленный вовне, как атомный взрыв.
No.0 - полная его противоположность, вопреки схожести формы. Несмотря на громкость и насыщенность звуком, это очень инсайдерский альбом, весь вовнутрь, себе про себя. Взрыв создал вселенную, она втянула в себя все, что попалось по пути, а сейчас закрылась, и там, внутри, происходят дикие процессы распада и перерождения, но наружу они уже не выпадают. Бак-Тик давно уже не выпускали альбомы для закрытых пространств. Так, чтобы выключить свет, закрыть все двери, опустить жалюзи, лечь на пол и отдаться во власть клаустрофобии. Последний такой был Восток, хотя до него там половина материала была такой. Странно и непривычно слышать ту самую тихо-громкую истерику в совершенно новом, современном звучании Бак-Тик. И дело не в том, что тут песни какие-то особо мрачные, напротив, истинно мрачных я тут вообще не нашла. Они просто очень тревожные. Искрятся иронией и самоиронией, пульсируют жизнью, призывают к танцу, переливаются красками эмоций, все как положено, а под бесчисленными слоями аранжировок, где-то в самой глубине притаился призрак удушливого ночного кошмара, который не вспомнишь, но отделаться от него не можешь, и смутное воспоминание о том, что он был, преследует весь день и не дает покоя. И на поверхность памяти не вытащить, чтоб уничтожить, и отмахнуться не получается. И гонит он куда-то непонятно куда, и движение дает ложную надежду на избавление, а все равно призрак догоняет и в самый неожиданный момент начинает душить. No.0 именно так мною воспринимается - тревожный и беспокойный призрак в пестром, хорошем сне. И вроде бы и хочется взлететь, и вроде почти получается, а на секунду отвлекся, и ты снова привязан к батарее в темной комнате. Как Let's Dance Боуи, под который совершенно невозможно танцевать. Жажда и невозможность вырваться разпирает изнутри, и сказать ничего не можешь, и молчать толком не получается. Странное ощущение.
Эту странную перемешанность и нарушенную гармонию очень хорошо отражает арт на обложке альбома. Звезды и Сатурн валяются на клаустрофобных улицах, главный герой несет месяц подмышкой. Механическое и холодное звучание синти-попа нагоняет индустриального туману и выстраивает стену за стеной. Хаотическое и нервное звучание живых инструментов мечется в этих стенах, то отражаясь от них, то заглухая. И удивительным образом облегчение приносит не какая-нибудь баллада, а Вавилон, и вовсе не потому, что он призван спасать души - он призван их убивать, - а потому, что здесь наконец-то, впервые за альбом живой звук - в данном случае вокал, - подавляет синтезаторную вакханалию, и уже неважно, куда он ведет. Как Blasphemous Rumours с Some Great Reward, на которой тоже вздыхаешь с облегчением, и плевать уже, о каком она кошмаре.
Мне нравится это звучание, мне нравится сама концепция. Я знаю такую музыку, она меня не пугает, я знаю, что с ней делать и как раскусывать, чтобы получить дозу счастья. Но она меня тревожит. Не в смысле я о группе тревожусь, глупости. А в смысле сам по себе альбом оставляет вот это самое чувство тревоги, и полюбить его я поэтому пока не могу. Более того, я совершенно не уверена, что Бак-Тик писали его ради того, чтобы его кто-то полюбил. Людей, написавших Одну Жизнь, Одну Смерть, очень трудно заподозрить в том, что они хотят чьей-то там любви. Они злые здесь, не как на Атоме, где они были не злые, а скорее агрессивные, а именно злые, что-то вроде "fuck you all". И именно поэтому самые злые вещи мне здесь и нравятся больше всего - 美醜LOVE, 薔薇色十字団 Rosen Kreuzer, サロメ femme fatale, ノスタルジア - ヰタ メカニカリス, IGNITER, Вавилон, опять же. Чистый впрыск адреналина в кровь и желание кого-нибудь убить к чертовой матери. Прямо как в старые недобрые времена Мона Лизы. Очень нравится Офелия, в которой этот чертов призрак кошмара слышен явственнее всего, прямо руку протягивает и хватает сзади за плечо. Но альбом, вне всяких сомнений, очень, очень специфический, что ни хорошо, ни плохо, просто факт. Это не тот зверь, которого можно взять на руки и потискать в любой момент, когда приспичит. С ним нужно осторожно. Иначе загрызет и костей не выплюнет. Что ж в них ярости-то столько, откуда только она у них берется, в их-то годы. Причем ладно бы ярость такая, пэссив-агрэссив там, или от отчаяния, от ощущения уходящих годов и сил, ну что-то нормальное для их возраста, нет же. Который альбом подряд уже понятно, что о возрасте тут речь тупо не идет. Нет, это какая-то истинная, глубинная, дикая, холодная, убийственная, опасная как цунами ярость очень сильных, очень уверенных в себе, очень убежденных в своих принципах людей, беспощадная и неумолимая. И если на Атоме эта ярость меня сжигала, то здесь она меня замораживает. Под такой саундтрек убивают уже не в состоянии аффекта, а спокойно, размеренно и безжалостно. И вот это видео очень красиво отражает эту их замкнутую ярость - они стоят спинами ко всему миру, лицом друг к другу, и там, между ними полное взаимопонимание и приятие друг друга, но вот наружу - наружу идет эта безудержная ярость. Я бы к ним близко не подошла, вот без шуток. И я не собираюсь лезть к ним в голову и заниматься психоанализом, а чего их так замкнуло, все и так очевидно. Но с другой стороны, если раньше эта ярость была направлена внутрь и несла в себе саморазрушение, то теперь, когда она направлена на нас, видно, насколько лучше им самим. Им прямо очень круто от этого. А это самое главное. С нас-то не убудет.

image You can watch this video on www.livejournal.com

ВТ: Мумиё. Тhe ВiТch. И Ко., ВТ: записки бактикомана-постмодерниста

Previous post Next post
Up