Словенская андерграундная электропанк-группа "Borghesia" появилась еще в 80-ых. Уже в названии был элемент опасной провокации: музыканты считали, что в официально бесклассовой Югославии центральным сюжетом гражданской истории является столкновение идеалов свободомыслия Великой Французской революции и интересов партийной номенклатуры (или, по их словам, "коммунистической буржуазии"). За призывы к антифеодальной революции в номинально социалистическом государстве им светили реальные сроки. Благо артисты к концу 80-ых уже были вне досягаемости спецслужб и мотались с гастролями по всему миру.
"Технотопические" эксперименты "Borghesia" предсказали распад Югославии еще до того, как это случилось де факто. В композиции "Discipline" (1989 год) эти бывшие студенты факультетов философии и социологии из университета Любляны нагромоздили кадры, проговаривающие тоталитарное подсознание масс и оправдывающие репрессивную политику в адрес индивида с целью его максимального самоотождествления с государством (метафора такого растворения - солдат, слитый ритмом и униформой с марширующей колонной). С их точки зрения, между Броз Тито и Слободаном Милошевичем (на тот момент - глава югославской компартии) не было принципиальной разницы. И тот, и другой правили ориентировались на армейскую модель управления человеком: вождь, приказы, люди-винтики, казарма, война как "истина о социальном" (мирное время - это не не-война, а "управлямые конфликты", "прирученное насилие", "дисциплина")... За тем лишь исключением, что Милошевич стал в открытую напирать на националистические лозунги. Что и стало началом конца.
Borghesia - Discipline
Click to view
См. о том же:
Feud "Vlast" - звёздная свастика: балканская дистопия о грядущем сплаве неонаци со сталинистами +
"Пастух, вернись!": овечий запрос "сильных рук" от Тито до Милошевича