православный Аватар в Абиссинии: антиколониальная битва при Адуа (1896) в "Tikur Sew"

Oct 20, 2014 18:39

Если есть желание взглянуть, что из себя представляет современный антиколониальный эфиопский эпос (нечто среднее между мелгибсоновским "Храбрым сердцем" и кэмероновским "Аватаром"), то потратьте 7 с лишним минут на монументальный клип "Tikur Sew" Тедди Афро и режиссера Тамирата Меконена Теклу.

Песня и клип рассказывают о решающем сражении итало-эфиопской войны - битве 1 марта 1896 года близ города Адуа. Тогда 20-тысячному итальянско-эритрейскому корпусу во главе с генералом Баратьери противостояла армия эфиопского императора Менелика II, численностью в 80 тысяч пеших и 9 тысяч конных воинов. Соотношение сил выглядит устрашаюшим, но стоит иметь ввиду, что туземцы были вооружены преимущественно кремниевыми ружьями, копьями, саблями, луками и стрелами. Любопытно, что первая большая победа африканцев над европейским колониализмом была одержана при помощи вооружения, тайно посланного царской Россией вместе с прилагающимся к нему офицерами-инструкторами из группы Н.С. Леонтьева (Россия тогда активно напирала на тему православного братства с абиссинцами и рассчитывала получить союзное государство в центре Африки).

Эфиопия впоследствии так и осталась единственной страной в Африке, над которой так и не удалось полностью установить колониальный контроль. Правда с гуманитарной точки зрения успех негуса Менелика II и его армии вряд ли стоит представлять как торжество сил свободы над поработителями и эксплуататорами. Победа, с одной стороны, расширила территорию влияния коптской православной церкви (в Кении, Сомали и позже на Ямайке антиколониальный дискурс плотно сросся с православием), привела к модернизации зачаточных форм государственности и дала понять покоренным народам, что сопротивление не безнадежно, а с другой - способствовала превращению самой Эфиопии в империю, действующую огнем и мечом как внутри страны, так и за ее пределами (жестоко уничтожались не только те, кто оспаривал власть Менелика II, но и целые народы - oromo, kaffa, wolayita, sidama и др.). По оценкам специалистов, жертвами правления "царя царей" стало свыше 5 миллионов человек.

Несмотря на эти оговорки про геноцид, в Африке клип имел сумасшедший прием. Поклонники вспоминали пословицу: "У львов нет своих историков, рассказы об охоте всегда будут прославлять охотника". "Tikur Sew" по-амхарски означает "черный человек". Популярность видео стоит объяснять запросом на героические метанарративы, в котором африканцы были бы не только жертвами. Была даже идея поставить статуи Менелика II во всех углах континента, признав его роль родоначальника современного панафриканского движения.

Teddy Afro - Tikur Sew

image Click to view

свобода, историческая память, teddy afro, независимость, против колониализма

Previous post Next post
Up