"Град женский" Кристины Пизанской: средневековый #феминизм и #утопия

Sep 12, 2014 11:28

"Capella De Ministrers" - объединение музыкантов, историков и этнологов из Валенсии, изучающее средневековую вокальную и инструментальную культуру. Гляньте видео, которое сделано на колыбельную "Mareta". Эта песня - часть диска "La Cité des Dames. Música y mujeres en la Edad Media", посвященного женщинам, жившим в Средние века и в эпоху Ренессанса. По оглавлению (см. под катом) понятно, что речь идет о дамах, чей образ жизни, публичные поступки и произведения сильно повлияли на самосознание современниц и де факто стали отправными точками для становления современного феминистического движения (Элоиза, Хильдегарда Бингенская, Анна Болейн + знаковые манускрипты: Кармина Бурана, Las Huelgas Codex и др.).

Название CD отсылает к книге "Град женский" Кристины Пизанской (1364-1430)- первой в Европе "профессиональной" женщине-писательнице, создательнице произведений, в которых оспариваются патриархальные гендерные стереотипы, оспаривается традиционалистская мораль, предписывающая униженное положение женщин (женщина как источник греха, проводник дьявольских соблазнов и др.). Дочь придворного астролога и врача (ее родители были венецианцами), жена пикардийского нотариуса и ученого, Кристина Пизанская в 25 лет стала вдовой. Нужно было добывать средства, чтобы кормить и дать надлежащее образование для ее троих детей. Вместо того, чтобы искать другого мужа или "попечителя", она рискнула зарабатывать писательским трудом, сама ходила по судам и тяжбам, связанным с наследством, переписывала книги, делала иллюстрации... Для того времени такая модель поведения была слишком необычной и даже вызывающей. Ее высмеивали как женщину, "ставшую мужчиной" (т.е. ведущую себя как мужчина, занимающуюся "мужскими" занятиями, развивающую в себе "мужские" черты характера).

Утопия о "Граде женском" положила начало многовековым дебатам о социальном положении женщин и дала аргументы для гуманистической трактовки отношений между полами (равноправие, признание etc). Книга состоит из аллегорических диалогов между богинями Разума, Правды и Справедливости. Путем исправления гендерных искривлений мироздания в ней указано образование: "И сказала дама Разума: «Вставай, дочь моя! Давай, не мешкая дольше, пойдем на поле Учености. Там, где протекают ясно водные реки и произрастают все плоды, на ровной и плодородной земле, изобилующей всеми благами, будет основан Град Женский. Возьми лопату твоего разумения, чтобы рыть и расчищать большой котлован на глубину, указанную мной, а я буду помогать тебе и выносить на своих плечах землю».

Capella De Ministrers - Mareta (по мотивам "La Cité des dames")

image Click to view



см. Rebecca Clamp - St. Wilgefortis: о святой Вильгефортис - бородатой покровительнице молодых девушек, которых принуждают вступать в брак.
CD 1: Hortus conclusus

Las Huelgas (s.xiv) Mulierum
Hildegarda de Bingen (1098-1179) Ave generosa
Herrada de Landsberg (1130-1195) Sol oritur occasus
Clarisas de Valencia (s.xiv) Gaude flori virginali
Eloísa (1101-1164) Rex in accubitum
Codex Bamberg Virgo Virginum
Gracia Baptista (1557) Conditor alme siderum
Kassia (s.ix) La mujer caída
Abadia de Fleury (s.XII) Visitatio Sepulchri

CD 2: Viridarium - jardín de nobles doncellas

Beatriz de Dia (c.1140-1175) A chantar m'er de so
Blanca de Castilla (1188-1252) Amours, u trop tart me sui pris Anónima (s.XIII) S'on me regarde
Maroie de Dregnau (s.XII) Mout m'abellist
Carmina Burana (s.XIII) Under der lindenan
Ana Bolena (Atr. s. XVI) O Deathe, rock me asleepe
Cristina de Pizan (c.1400-1460) Dueil angoisseus
Florencia Pinar (s.XV) Tanto más creçe el querer
Margarita de Austria (1506) Triste suis
Constanza de Aragón (s. XIV) Ez yeu am tal que's bo e belh Tradicional de Alicante (s.XVI) Mareta

равноправие, социальная справедливость, историческая память, capella de ministrers, sp, социальная эмансипация, общественные движения, феминизм

Previous post Next post
Up