кривое зеркало для профсоюзного движения: "Complesso del Primo Maggio" - шарж на соц-арт

Feb 17, 2014 12:23

Соц-арт, если он не подделка, по определению трансгрессивен. Его цель - сбой рутинного восприятия, критическое осмысление, перформативность. Как правило, объектом репрезентации и, соответственно, предметом желаемой трансформации являются общественные отношения (те, что арт-активист трактует как несправедливые, бессмысленные, антигуманные, требующие революционных или реформаторских усилий etc). Культовый, буффонадный, ни на что не похожий ансамбль Elio e le Storie Tese на традиционном первомайском концерте 2013 года (это самое яркое музыкальное событие в Италии - на площади Сан Джованни ин Латерано собирается до полумиллиона человек, концерт сообща организуют крупные профсоюзы) зарядил композицию, сочиненную специально для праздника - опус под названием "Комплекс Первого Мая".

На поверхности - это виртуозно исполненная и удалая музыкальная пародия. Песня действительно выглядит как попурри хитовых мелодий из репертуара артистов, не раз выступавших на concertone в знак солидарности с синдакалистским движением, в поддержку людей, чьи трудовые права оказались под угрозой:обстёбывается давняя хипстерская мода на "балканику" и Горана Бреговича, потешно цитируются кумиры сквоттерской молодежи типа 99 posse и Sud Sound System, подкалываются поклонники всего народно-аутентичного (через отсылку к поющему на редком диалекте рок-барду Дэвиду Ван де Сфроосу) и офисный планктон, западающий на сладкие трели Negramaro или на гламурный протест рэппера Jovanotti. Elio с его фирменно невозмутимым лицом лупит со сцены донельзя приевшиеся, лишенные какой бы то ни было мобилизующей силы лозунги рабочего движения, левых партий, соцзащитных организаций и т.д.: солидарность трудящихся, против мафии и коррупции, долой гиперэксплуатацию труда, гэть капитализм и репрессивное государство...

Риторически все вроде бы в духе Первого Мая, но контекстуально - публика чувствует даже не сатирический укус, а издёвку, оплеуху, скандальную провокацию. Что происходит? О чем они? И как реагировать на такое моральное изнасилование? Тут как с Pussy Riot в Храме Христа-Спасителя - покусились на святое (Путина? Богородицу) в святом месте. С той лишь разницей, что Elio e le Storie Tese играть умеют. И потом - на пару с Элио распевать "Complesso del Primo Maggio" вышел легендарный кантауторе, эдакий пролетарский рокер Эудженио Финарди. Получается, что "святотатство" происходит при прямом участии патриарха и других живых икон.

Короткое замыкание с последующим разрывом мозга получилось на славу. С открытым ртом и вопросом о смысле перформанса. Вместо привычной экстернализации вины за обнищание масс на их классовых врагов - коррумпированных политиков, жадных финансистов, акул глобализации etc (слоганы Occupy Wall Street про 1% противостоящий 99% честных труженников и в Италии были популярны, рядом с площадью, где проходил концерт с месяц стоял палаточный табор "оккупантов") - музыканты воздвигли перед публикой мега-зеркало, вглядываясь в которое стоило задастся вопросом о субъекте перемен и его нынешнем состоянии (те же профсоюзы по-прежнему остаются реальной силой, но последние годы они явно теряют позиции в переговорах по сохранению остатков социального государства, по соблюдению конституционного права на труд, по удержанию тех законов, что некогда дались очень немалой ценой). Доводя до абсурда жанр musica impegnata (социально-ангажированные песни, песни с гражданско-политическим посланием, лобовой идеологический агитпроп, музыка, теребящая совесть обывателя), нарываясь на резкое отторжение активистов и возмущение облитых сарказмом коллег по шоу-бизу, Elio e le Storie Tese закрутили весьма нужный разговор о том, во что исторически превратилась борьба за достойную жизнь и права трудящихся, какая доля ответственности за текущий кризис лежит на тех независимых институциях, что провозгласили своей миссией быть контрагентом власти, капитала и т.д. и добиваться того, чтобы девиз Всемирных Социальных Форумов - Another world is possible - обрел более четкие очертания.

Elio e le Storie Tese - Complesso del Primo Maggio

image Click to view



см. Ascanio Celestini - La rivoluzione

E questa è la canzone del complesso del Primo Maggio
che in genere si esibisce sotto il sole di pomeriggio
con la chitarra acustica scordata, calante
che la gente che balla a torso nudo neanche la sente
corre lu guaglione dentro al centro sociale
corre lu poliziotto che lo vuole acchiappare
corre lu metalmeccanico che brandisce una biella
corre quella col piercing che non è tanto bella
Complesso del primo maggio
Lu complesso del primo maggio
ti va riconosciuta una certa dose di coraggio
Complesso del primo maggio
Lu complesso del primo maggio
che quando ti sento sento che mi sento a disaggio
E all'improvviso parte una canzone tipo Bregovic
Bregovic!
La musica balcanica ci ha rotto i coglioni
è bella e tutto quanto ma alla lunga rompe i coglioni
Certo ne avrei senz'altro tutta un'altra opinione
se fossi un balcanico, se fossi un balcone
ma siccome non sono croato né un balcone balcano
io non capisco perché tutti quanto continuano insistentemente a suonare questa musica di merda
ma comunque… prima di cantare una canzone balcanosa
ricordati di fare una cosa:
lanciare un'invettiva ai danni del capitalismo
“Allora noi vogliamo dedicare questa canzone contro il capitalismo, è ora dire basta col lavoro che sfrutta tutti.
Devono capire che hanno rotto le palle i padroni, perché le masse operaie… o ma non vi sento fatevi sentire, siete tantissimi!”
Corre lu guaglione dentro al centro sociale
corre lu poliziotto che lo vuole acchiappare
corre lu metalmeccanico che brandisce una biella
corre quella col piercing che non è tanto bella
Complesso del primo maggio
che vi stanno i cantanti
e tutti e due vorrebbero essere l'unico là davanti
non mi riferisco per forza ai Linea 77
ma i Linea 77 sono un ottimo esempio
E all'improvviso parte una canzone tipo Linea 77
“Canto ioo” “No, canto iooo”
“Tocca a me tu avevi cantato prima” “Sì ma un pezzo più corto”
“Non mi stare davanti non mi cantare sopra” “Ti invito a lasciare tutto”
“Rispetto la vostra decisione di farci da parte” “No, mi faccio da parte io”
E poi arriva il complesso che valorizza il territorio
impara quattro accordi ci costruisce un repertorio
e senza motivo c'è un percussionista ghanese
che è stato ricollocato in un complesso pugliese
E all'improvviso parte una canzone tipo Van de Sfroos
La figlia del padrone voleva far l'amore
con tre cassaintegrati sul comò
Ma il padrùn fa la frittada
ghe ne dà minga al cassaintegrada
Dalle belle braghe bianche alla fine le palanche non gli dà
Ma prima di cantare una canzone vandesfrosa
ricordati di dire una cosa:
“Il Primo Maggio è fatto di gioia ma anche di noia”
Scusate signori siamo un complesso tanto povero
perfavore andate tutti in Piazza San Giovanni del concerto Primo Maggio
ovviamente poi guardate concerto
noi veniamo in vostre case e vi facciamo appartamento e cacca sul letto
grazie mille tutti
Complesso del mezzogiorno lu complesso di mezzogiorno
vedrai che al primo maggio suoni intorno a mezzogiorno
Complesso tipo Bregovic complesso tipo Bregovic
vedrai che al Primo Maggio suoni intorno al primo pomeriggio
Complesso con due cantanti tipo Linea 77
cantate uno alla volta che nessuno ci rimette
Complesso del territorio lu complesso del territorio
impara altri quattro accordi che raddoppi il repertorio
Complessi del Primo Maggio più importanti
tipo Negramaro e Jovanotti
sappiate che voi siete i pesci grossi
e prima si esibiscon gli avannotti

На закуску - это их получасовое выступление целиком:
Elio e le Storie Tese - Concerto del Primo Maggio 2013

image Click to view


реформация, солидарность, социальные центры, сатира, социальная критика, профсоюзное движение, контркультура, трудовые права, альтерглобализм, социальная справедливость, elio e le storie tese, it, социальная работа

Previous post Next post
Up