При пересечении языковых границ термины часто меняют смысл или оттенки значений. Так о прекариях, прекариате (людях, занятых на временных работах, вкалывающих по краткосрочным контрактам и фрустрированных непредсказуемостью заработка, постоянной сменой окружения, отсутствием профессионального роста) в России и Украине почему-то принято писать как о "новом пролетариате", чья участь - прозябать на социальном дне. Даже противопоставление есть: фрилансер - это круто, это связано с модными профессиями (пиарщик, IT-стартапер и т.д.), а прекарий - бедолага-гастрарбайтер или, на худой конец, студент, подрабатывающий на жизнь во время учебы.
На деле же "новый опасный класс" (так прекариат называет экономист Гай Стэндинг) включает в себя людей самых разных доходов (от топ-менеджеров до телефонисток call-центров). Общее у них - только сам факт временной проектной работы в модульных коллективах (команда, собранная под проект, и разогнанная сразу после), слабая правовая защищенность и жизнь полная тумана относительно перспектив. О том, как подобный фон влияет на особенности участия в публичной жизни я уже писал на примере "
Cara catastrofe" Le luci della centrale elettrica. Жалко, что никто не захотел обсудить. Быть может, в странах родных осин это неактуально?
+ + +
В Италии прекариат (или, как еще иронически называют -
diversamente occupati, то есть - альтернативно занятые) давным давно стал масштабным явлением (см. "
Sicuro Precariato" Самуэле Берсани). Что в индустрии, что для секторов т.наз. "креативного класса", что для университетской среды. Не говоря уже о тех, кто full-time пашет в некоммерческих организациях. Клип ниже в демонических красках расписывает лидеров парламентских партий, оказавшихся неспособными принять закон, который хотя бы минимально амортизирует риски прекариев и поощряет предпринимателей создавать рабочие места с солидными трудовыми контрактами. Года три-четыре назад тема была в фокусе общего внимания, на ТВ нон-стопом шли дебаты о "маятниковой миграции" (для среднего класса уже обычное дело - кататься на работу в другой город, регион), о том, как увязать глобальный императив максимальной гибкости рынка с естественными человеческими потребностями в налаженном быте и предсказуемом графике. Сейчас эти разговоры как ветром сдуло. Была бы работа.
Click to view
Jacopo Ratini -
Studiare, Lavoro, Pensione e poi Muoio