Благодаря историко-просветительскому, правозащитному обществу "Мемориал" тех самых "белых пятен истории", о которых пел Яцек Качмарский (в 1987-ом), стало значительно меньше. Поэтому стоит - пусть и с опозданием - поздравить мемориаловских исследователей и активистов
с получением премии "Хранитель национальной памяти" (Kustosz Pamięci Narodowej) от польского Института национальной памяти (Instytut Pamięci Narodowej). По ссылке - видео и текст с речью Арсения Рогинского. Стоит прочесть. В ней есть отклик буквально на каждую скверно прочтенную, осмысленную и ответственно пережитую страницу общего драматического прошлого (можете построчно сверять с балладой Качмарского): от судеб польских повстанцев, поднимавших восстание в XIX веке до трагедий тех, кто оказался внутри сталинской мясорубки, от пакта Молотова-Риббентропа или сюжета с Армией Крайовой до Катынского расстрела или режима военного положения при Ярузельском.
Арсений Рогинский: "...Польские сюжеты, вплетающиеся в нашу историю - символический индикатор, своего рода лакмусовая бумажка для определения позиций в яростном общественном споре вокруг собственно российской и собственно советской истории..."
Click to view
"
...за два десятилетия работы с советским прошлым мы постепенно ушли от шестидесятнического представления о метафизической национальной вине одного народа перед другим или о столь же метафизической вине народа перед самим собой. Мы вообще ушли от представлений о "коллективной вине" - эти представления не соответствуют современному пониманию свободы и человеческого достоинства. В нашей работе нами движет не чувство коллективной вины, а осознание индивидуальной гражданской ответственности каждого из нас за события многодесятилетней давности, в том числе за события, которые происходили не с нами, а с нашими родителями, дедами и прадедами, - в той же мере, в которой каждый из нас несет гражданскую ответственность за происходящее в нашей стране сегодня. Впрочем, не каждый, - а лишь тот, кто согласен принять на себя эту ответственность. Тот, для кого историческое наследие - не пустой звук и не перечень великих побед и достижений, а национальная история целиком, со всеми ее взлетами и катастрофами, славой и позором. Мы считаем, что в истории следует искать не вину - свою или чужую, - а осмысление трагедий прошлого и осознание собственной ответственности за них. Мы хотели бы, чтобы это наше отношение к прошлому разделили с нами как можно больше наших сограждан. Мы хотели бы, чтобы подобное отношение к собственной национальной истории постепенно выработалось и у наших соседей. Может быть, этот подход даст нам возможность когда-нибудь придти к общей памяти об общем прошлом".
Jacek Kaczmarski - Ballada o bieli
Click to view
Są narody, które znają
W dziejach swoich każdy kamyk
Tak że mało o to dbają -
A my mamy - Białe Plamy.
Plam tych biel - historię naszą
Skupia w sobie, niby w lustrze:
Wizje czasów, które straszą, a
Wizje - których się nie ustrzec.
Po Syberii Białej Plamie
Idzie tłum zesłańców pieszo
I zapada w tłumną pamięć
Typ w papasze i z pepeszą.
W Białej Plamie słusznych jatek
Biało nowa gwiazda świeci
Nad rozpaczą białą matek,
Którym odebrano dzieci.
W białym dole białym wapnem
Białe czaszki przysypali,
Biało podpisane pakty,
Biało się Warszawa pali.
W bieli plam, jak w światła bieli
Tamten świat się nam ukazał.
Nic dziwnego, że się wzięli,
Żeby plamy te wymazać.
Wszystkie barwy krzywd w narodzie
Żyją w świetle Białych Plam.
Cóż posłuży ku przestrodze,
Kiedy je wymażą nam?
Wieczna przyjaźń, wieczna zgoda,
Wieczne zadośćuczynienie,
Wieczna wdzięczność dla "naroda",
Który przyznał nam cierpienie.
Tak się nam dziejowy dramat
Kończy scenką dopisaną.
Miast pointą, co nam znana -
Wymazaną białą plamą.