бахаи в Иране: в защиту принципа свободы вероисповедания

Apr 30, 2012 09:39


Исторические корни принципа разделения властей, лежащего в основании современных демократий - в разрешении конфликта между церковью и государством, в признании права человека на свободу вероисповедания, в мировоззренческом плюрализме, допускающем сосуществование разных конфессий. Целью секуляризации, предпринятой в эпоху Просвещения, была не атака на церковные институции (так преподавали в советских школах), а проведение четких границ между светским и религиозным, "интимизация вопросов веры" (об этом много писал французский историк Марсель Гоше в la "Religion dans la démocratie").

Является ли свобода вероисповедания универсальной, общечеловеческой ценностью? Можем ли мы сказать, что опыт секуляризации публичной жизни (опять же - без влезания государства во внутрицерковные дела) - это условие вхождения в современность? Ясности тут нет. В исламском мире, насколько могу судить, вектор совершенно другой (см. " Aalu Anday" Beygairat Brigade, история с показом "Maddad Ya Rasulallah" Мохаммеда Мунира), прямо противоположный (см. Мохаммед Аркун "Ислам и демократия. Какая демократия? Какой ислам?").

Налицо как массовое движение в сторону большей демократичности, так и усиление влияния религиозных фундаменталистов, улемов-законников, политических лидеров, исходящих из нормативного образца теократии. К примеру, после исламской революции в Иране, проходившей под лозунгами антиколониализма, политико-религиозного обновления и народоправия, в стране установился режим, в котором власть, закон и все прочее черпают свою легитимность из толкования Корана.

Насколько жизнеспособна подобная форма организации общества и государства покажет время. Правозащитников же тревожит тот факт, что характерные для религиозной общины вопросы об ортодоксии и ересях переносятся в плоскость государственной политики и становятся основанием для репрессий и дискриминации. В группе риска оказываются не только иноверцы, но и те, кого аятолла, шиитское духовенство, улемы (знатоки Корана и традиций, правоведы), стражи исламской революции, басиджи идентифицируют как исказителей конфессиональной доксы.

Баллада "One Hundred Thousand Veils" ирландского музыканта Люка Слотта посвящена теме дискриминации в отношении самого крупного религиозного меньшинства в Иране - общины бахаи. По данным международных мониторингов, государство преднамеренно вытесняет бахаи из публичной жизни, закрывает глаза на погромы и акты вандализма, лишает сторонников этой религии возможности получить университетское образование.

Luke Slott - One Hundred Thousand Veils

image Click to view

свобода вероисповедания, инакомыслие, eng, luke slott, права человека

Previous post Next post
Up