народные демократии = народные диктатуры?

Mar 31, 2012 10:34

В XX веке было немало попыток создания так называемых "народных демократий". Как правило, возникали они на волне экономических кризисов, в условиях массового недовольства колониальными, олигархическими, авторитарными режимами или в странах, население которых было разочаровано высоким уровнем коррупции в "демократиях классического типа" (представительская демократия со сложной системой конденсации общей воли - от отдельных избирателей к группам интересов и далее - к партиям).

Поистине удивительно, насколько схожей оказывалась траектория исторического развития подобных проектов (при всей пестроте идеологий, которыми они руководствовались). Довольно быстро стихийные социальные движения, революционные организации, народные фронты, начинавшие борьбу во имя возвращения власти к источнику ее суверенитета (к обществу, к гражданам) и провозглашавшие народоправие своим идеалом, учреждали политический строй, в котором пресловутый народ оказывался ничуть не менее отчужденным от распоряжения собственной судьбой, нежели ранее, а власть на десятилетия закреплялась за группой лиц, выдающей себя монопольными толкователями и защитниками общего блага.

Куба в ряду таких примеров весьма показательный случай.

Установленный там режим позиционирует себя как государство трудящихся, опирающееся волю подавляющего большинства населения (все, кто себя к таковому не относит, причисляются либо к несознательным, либо - к агентам иностранного влияния, либо - к затаившимся врагам революции). Во имя справедливости и подъема народного благосостояния на острове с 1959-го года национализирована собственность зарубежных корпораций, местной буржуазии, латифундистов. Государство гарантирует бесплатное всеобщее образование, медицинскую помощь и мн.др.

При этом - чуть ли не 50 лет во главе страны стоял один и тот же человек (команданте Фидель Кастро правил с 1959 по 2008 год), а после его "выхода на пенсию" у руля встал его близкий родственник (Рауль Кастро). Я бы не хотел ввязываться в споры насчет того, насколько эти люди "отвечают интересам народа", действительно ли государственное устройство современной Кубы отвечает ожиданиям граждан, существует ли там "реальная демократия" (не очень понимаю, что это такое и какой нормативный образец должен служить для подобных замеров демократичности). Оставим это для политических аналитиков.

Интересно другое: почему в "народных демократиях" с какой-то фатальной предопределенностью народ оказывается объектом заботы, опеки, покровительства со стороны некой прогрессивной элиты (революционных пассионариев и харизматиков, партий, вооруженных знанием "того как надо" etc), а не самостоятельным протагонистом? Я далек от мысли, что делегирование диктаторских полномочий этим элитам - только лишь продукт революционного террора, преследования диссидентов и т.д. Тот же Кастро - чтобы там не говорили недоброжелатели - долгое время пользовался горячей поддержкой простых кубинцев, помнящих репрессивную тиранию Фульхенсио Батисты и мечтавших создать более справедливое, независимое, процветающее государство. При всех оговорках у меня нет сомнений, что полумистическая связь того самого умозрительного большинства (трудящиеся и т.д.) с номинальными лидерами поддерживалась не столько силой страха, сколько единством порыва и общих представлений об идеальном общественном порядке (насколько тот изначальный революционный порыв соответствует нынешним реалиям - тоже лучше обсуждать не в music_action, а в политизированных сообществах). Даже критика при подобном положении дел допускается только в формате " революционизации революции".

Загадка вот в чем: почему революции и перевороты, производившиеся народом, во имя народа и ради власти народа, практически везде (исключения?) заканчивались созданием патерналистских государств, настойчиво воспроизводящих иллюзию абсолютного тождества между обществом, бюрократией и некоей идеократической общностью (партией и т.д.)? почему "народные демократии" в конечном итоге оказывались принципиально враждебными практикам гражданской самоорганизации (см. "Señora Libertad" Мигуеля Улиса), не опосредованным участием государства (до смешного: зачем в "джамахириях" и "странах советов" столь рьяно контролировалось культурное производство и потребление?)?

Видео на "Vivir En Dictadura" Carli C4 (как и " Decadencia" Eskuadrón Patriótico) сделано активистами эмигрантского движения Jovenes Exiliados Cubanos ("Молодые кубинские изгнанники").

Carli C4 - Vivir En Dictadura

image Click to view



см. Carli C4 - Esto no se aguanta más.

свобода убеждений, демократия, инакомыслие, студенческое движение, общественные движения, sp, гражданское общество, против диктатуры, carli c4, свобода ассоциаций, антиавторитаризм, гражданская политика

Previous post Next post
Up