Споры вокруг принятия т.н. "мемориальных законов" все чаще попадают в повестку дня мировых СМИ. Вот и сегодня во первых строках стоит сообщение о том, что Конституционный Совет Франции блокировал законопроект об уголовной ответственности за отрицание геноцида армян в Османской империи 1915-1917 годов (
23 января 2012). Мотивировка - противоречие нормы принципу свободы слова (при этом отрицание Холокоста с 1990 года остается в статусе преступления) + нарушение принципа академической свободы, предоставляющего право верификации полученного знания профессиональному цеху (в данном случае - историков).
Сегодняшняя весть явно не последняя точка в дебатах. Во Франции годами не стихает гул мнений не только относительно темы геноцида армян и закона Гэссо (1990, об отрицании Холокоста), но и по поводу других парламентских инициатив - закона Тобира 21 мая 2001 года (объявил работорговлю преступлением против человечности), закона 2005 года
о "позитивности французского присутствия" в бывших колониях etc.
Особенным накалом в силу понятный причин отличаются обсуждения законопроектов, где речь идет не только о символическом признании какой-либо несправедливости, но и об наказании виновных, об установлении компенсаций, реституции собственности и т.д.
К примеру, уже более полувека не стихает полемика вокруг истории с
предоставлением достойных денежных компенсаций сенегальским стрелкам, которые в годы Второй Мировой войны бились за освобождение Франции от нацистской оккупации и правления коллаборационистского режима Виши.
По данным историков в период с 1939-го по 1945-ый год под командованием республики находилось порядка 185 тысяч солдат и офицеров из Сенегала и других африканских стран. В боевых действиях на территории Франции участвовало около 40 тысяч человек. Из них на фронте, в плену (в лагерях "Frontstalag") и во время партизанских действий погибли 17 тысяч.
Говорят, что в определенный момент африканцы составляли чуть ли не 70% всего боевого состава движения "Сражающаяся Франция" (позже - Французский комитет национального освобождения). Поэт, культуролог, теоретик негритюда, участник Движения Сопротивления во Франции и первый президент Сенегала Леопольд Седар Сенгор спустя годы после окончания Второй Мировой
вспоминал об обиде, пережитой при просмотре кадров документальной хроники о параде освободителей Парижа: на пленке не было и следа присутствия темнокожих бойцов (командование союзнических войск и генерал де Голль
сочли что их присутствие на параде нежелательно).
О том, что было потом
на сайте сенегальского посольства в Москве написано так:
"Между тем, история "стрелков" имеет полузабытую и плохо исследованную черную страницу. После освобождения Франции в ноябре 1944 Союзники настояли на том, чтобы "стрелки" были демобилизованы и отправились обратно в Африку. При этом суммы денежных компенсаций, полученных большинством из них, оказались в три-четыре раза меньше, чем суммы, выплаченные их белокожим коллегам. Уже в Версале африканские солдаты выразили недовольство этим. Французские отряды подавили мятеж силой, в результате чего были тяжело ранены девять африканцев. Но части "стрелков" пособия вообще не выдали, обещая выплатить их в Африке.
Часть из них - около 1280 человек, побывавших в немецком плену - оказались в транзитном лагере Тиарой (Thiaroye) под Дакаром, где ожидали выплат пособий, прежде чем разъехаться по своим странам. В лагере распространился слух, что французское правительство вообще ничего платить им не собирается. 30 ноября 1944 в Тиарое "стрелки" взяли в заложники французского офицера и через несколько часов отпустили его под обещание добиваться для них выплат. Но на следующее утро отряды колониальной администрации с применением тяжелой артиллерии ("стрелки" были безоружны) разрушили лагерь. При этом погибло неопрелеленное количество "стрелков" (никакой государственной комиссии по этому поводу создано не было, а цифры официальных отсчетов колеблются от 24 до 35 чел.), а 49 "мятежников" были отправлены в тюрьму, где провели по 2-3 года. Знаменитый сенегальский режиссер Сембен Усман в 1988 году снял об этом трагическом событии фильм "Camp de Thiaroye".
Кто принимал решение об уничтожении лагеря, так и осталось не выясненным. А проблема выплаты пожизненных военных пенсий "стрелкам", и не только этой группе, но и остальным воевавшим во время второй мировой войны африканцам, так и не была решена по справедливости: пожизненные пенсии африканских солдат второй мировой войны оказались во много раз меньше, чем пенсии их французских коллег".
Видеоклип "Une Bougie De Plus" сенегальского рэппера Onasis вновь привлекает внимание к истории этой несправедливости и призывает не допустить забвения памяти о той роли, что сыграли его соотечественники при борьбе с нацизмом (и ранее).
Onasis - Une Bougie De Plus
Click to view
см. "
Уникальность историографии ХХ века - в том, что "память проигравших" (см. "
La storia del perdente" La Resistenza),
память жертв стала конкурировать в публичном пространстве с официозной мемориальностью и пропагандой славного прошлого. Картины деяний сильных мира сего, история государственных институтов, ритуалы национальной гордости и прочие составляющие "парадигмы величия" вошли в противоречие с гуманистической "парадигмой сострадания", что, помимо подвигов и макрособытийных панорам, включает историю низости и предательства, историю насилия и преступлений, историю выживания, тайного сопротивления и открытого диссента"