настоящие упыри прошлого

Feb 10, 2012 18:55

В пандан истории с заявлением "Мемориала" о недопустимости сотрудничества с радикальными националистами и последовавшей за ней полемикой.

Знаю, что для оргкомитетов Маршей за честные выборы любая реплика, критикующая тактический альянс "всех, кто в оппозиции", выглядит как литье воды на мельницу Кремля, мечтающего расколоть протестную солидарность выходивших на Болотную площадь и проспект Сахарова. Тем не менее я совершенно согласен с мемориаловцами: даже столь важная цель как возвращение избирательных прав гражданам должна быть избирательна в средствах. Победа нужна, но не ценой гуманитарного поражения и последующей "демократической" легализации ксенофобии.
+ + +

В монографиях по истории кинематографа фильм "Ноосферату. Симфония ужаса" Фридриха Мурнау обычно описывается как художественное предчувствие приближения фашизма (("Nosferatu, eine Symphonie des Grauens", 1921 год, первый фильм в жанре хоррора, снят по мотивам романа "Дракула" Брема Стокера). В блогах тоже часто встречаются рассуждения об архетипичности образа вампира для коллективного бессознательного послевоенной Германии. Де, Гитлер впоследствии делает то же самое, что упырь из замка, подчиняющий жертв своей демонической воле и заражающий их жаждой крови.

Задним числом к такому прочтению подталкивают многие ассоциативные связи. За двенадцать лет до избрания Гитлера рейхсканцлером Веймарской республики (30 января 1933 года) и еще до маршей штурмовиков НСДАП в коричневых рубашках по немецким городам, Мурнау предрекает нашествие коричневой чумы. Знаками приближения "Носферату" (по-румынски - вампир, нежить, тот, кто не дышит) в фильме являются пауки и крысы, которые разносят эпидемию и смерть.

Так что не столь уж произвольным выглядит видео, микширующее кошмары философа, бывшего офицера Люфтваффе (во время Первой Мировой войны), великого кинорежиссера Фридриха Мурнау со сценами нацистских парадов, ночными факельными шествиями, уличными плакатами эпохи. Аккомпаниментом к документальной хронике и немой кинокартине звучит "Le vampire du Faubourg" легендарных кабареттистов Жиль и Жюльена.

Gilles et Julien - Le vampire du Faubourg (1933)

image Click to view



Дуэт Жюля и Жюльена был невероятно популярен в 1932 - 1937 годах. Они славились мелодизмом, остроумными сатирическими текстами, пантомимой. После войны их называли своими учителями Жак Превер и Ив Монтан, Жорж Брассенс, Жак Брель, Лео Ферре и мн.др.

P.S. Кому интересно поразмышлять о связи между модой на фэнтези-боевики, готику, псевдославянские исторические реконструкции, неосталинизм, идеологии ненависти, расового превосходства и т.д. - гляньте при случае книгу Дины Хапаевой "Готическое общество: морфология кошмара". М: Новое литературное обозрение, 2007 (или эту статью + интервью).

цитата из книги: "Наша совесть оказалась географической величиной: ее можно измерять в километрах лесов и болот, скрывших с глаз могильники и ветхие бараки концентрационных лагерей. Они исчезли, сгнили, распались, превратились в пастбища или пустоши. Тайга, топь и беспамятство поглотили останки наших соотечественников, родственников, зверски замученных нашими соотечественниками, нашими родственниками.

Российское общество поражено тяжким недугом: расстройством памяти, частичной амнезией, сделавшей нашу память прихотливо избирательной. Можно ли сказать, что наши соотечественники не знают своей истории? Что они недостаточно информированы, чтобы посмотреть в глаза своему прошлому? Что общество еще не созрело для того, чтобы задуматься о своей истории, и переживает такой же период антиисторизма, как Германия в 1950-е годы? Все это, безусловно, ложные вопросы. История ГУЛАГа ни для кого не секрет и секретом никогда не была: как она могла быть секретом в стране, в которой для того, чтобы каждый третий был репрессирован, каждый пятый должен был быть “вертухаем” - в широком смысле этого слова?

Иными словами, мы знаем свою историю, но это история, лишенная памяти о ней. История, на которую население нашей необъятной родины взирает с отчуждением и отстранением, чисто антропологическим взором, как если бы речь шла не о наших собственных прямых и кровных родственниках, дедушках и бабушках, папах и мамах, а о племени лангобардов эпохи Римской империи".

антитоталитаризм, против ксенофобии, fr, против насилия, gilles et julien, антифашизм, хроника, историческая память, фильм, гражданская политика

Previous post Next post
Up